Наверх

Что такое обман потребителя? Формы обмана и действия потребителя

03.03.2022

Обман потребителя — это противоправные действия продавцов, исполнителей, нарушающие права граждан, за которые виновных лиц можно привлечь к ответственности.

Законодательство устанавливает несколько форм обмана, в частности:

  • обмеривание — отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;
  • обвешивание — отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;
  • обсчет — взимание большей суммы, чем определено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи, или реализация товара (работы, услуги) по цене, завышенной относительно цены, указанной на ценнике или маркировке товара (работы, услуги) или установленной уполномоченными государственными органами. Также обсчет имеет место при утаивании (невозврате) излишней суммы, полученной от потребителя, или передаче ему только части этой суммы;
  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) — продажа либо передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) с нарушением требования об указании потребительских свойств или указание недостоверных сведений о потребительских свойствах или качестве продукции;
  • иной обман потребителей — нарушение других условий договоров.

Потребитель может предпринять следующие действия:

  • обратиться с письменной претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю), допустившему обман. В частности, потребовать возмещения причиненного вреда, а в установленных законом случаях — уплаты неустойки (пени);
  • направить жалобу в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, органы внутренних дел (полицию), в прокуратуру. По результатам ее рассмотрения, проверки изложенных фактов виновные лица могут быть привлечены, в частности, к административной ответственности.

Если организация или индивидуальный предприниматель, допустившие обман, отказались добровольно удовлетворить требования или не ответили на обращение, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением (п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Получить консультацию, в том числе о порядке обращения в суд, можно в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 43-08-19.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на Государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое. 

 При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.