Электронные средства обучения. Польза и вред

18.04.2016

Сегодня практически в каждом образовательном учреждении для организации учебного процесса используют электронные средства обучения, основными видами которых являются электронный учебник и мультимедийное учебное пособие.

Использование электронных средств обучения в ходе объяснения нового материала позволяет представить ученикам наглядную информацию об изучаемом вопросе, схематично отобразить сложные моменты, например, физические явления или химические процессы, а также фотографии и карты. Это облегчает понимание и усвоение темы, особенно для детей с преимущественно зрительной памятью. Включение презентаций в лекционный материал позволяет снять монотонность урока, переключить внимание школьника, это стимулирует активность мозговой деятельности ребенка. Еще одним плюсом является возможность быстрой корректировки материала и сохранение его на электронном носителе.

Электронные средства обучения способны оптимизировать учебный процесс только в том случае, если обеспечено их рациональное использование. Требования к рациональному использованию ТСО устанавливаются СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Так согласно п. 5.7 указанных санитарных правил допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.

К основным эргономическим требованиям, предъявляемым к электронным средствам обучения относятся:

  • обеспечение психологической естественности работы с учебным электронным изданием (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различия типов мышления);
  • обеспечение комфортности работы с учебным электронным изданием (удобство и наглядность навигации, легкость восприятия информации, отсутствие избыточного кодирования и плохо идентифицируемых сокращений;
  • используемые размеры шрифтов, цвета, приемы выделения части информации на экране не должны приводить к повышенной утомляемости).

Интерактивная доска должна представлять конструктивно единое целостное устройство. Активная поверхность должна быть твердой, износостойкой, антивандальной, матовой, антибликовой. Условиями эксплуатации должна быть предусмотрена возможность использования традиционных чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль. Размещать интерактивную доску следует так же, как и обычную: на той же высоте, обеспечивая равномерное освещение. А для профилактики утомления глаз учебный процесс должен чередовать различные виды деятельности, включая гимнастику для глаз.

У интерактивных досок есть недостаток — их гладкая поверхность создает блики, что ухудшает условия рассматривания размещаемой на ней информации. К тому же, все электронные средства обучения увеличивают зрительную нагрузку, которая расценивается как фактор риска ухудшения зрения.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.