Потребитель и закон. Начинает работать институт финансового омбудсмена

30.05.2019

С 3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон о финансовом омбудсмене), которым вводится должность финансового уполномоченного (омбудсмена).

Вышеуказанный закон предусматривает, что для отдельных видов финансовых организаций взаимодействие с финансовым уполномоченным является обязательным:

  • с 1 июня 2019 года — для страховых организаций, осуществляющих деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного);
  • с 28 ноября 2019 года — в отношении страховщиков по иным видам страхования.

Институт финансового омбудсмена предполагает облегченную процедуру урегулирования споров между гражданином и финансовой организацией в досудебном порядке. Во многих случаях обратиться в суд в обход финансового омбудсмена не получится. Обращение к омбудсмену до подачи иска в суд будет обязательным.

Обратиться за защитой своих финансовых прав можно только в следующем порядке:

  • Направить заявление в финансовую организацию (страховщику) в письменной или электронной форме (ч. 1 ст. 16 Закона о финансовом омбудсмене).

    Ответить финансовая организация (страховая) должна в течение 30 рабочих дней с момента, когда она получила обращение.

    Ответ сокращается до 15 рабочих дней в двух случаях:
    • потребитель направил заявление в электронной форме по утвержденной стандартной форме.
    • со дня, когда финансовая организация нарушила права потребителя, прошло не более 180 дней.
  • К финансовому омбудсмену можно обратиться только после истечения срока рассмотрения обращения финансовой (страховой) компанией в письменной или электронной форме, приложив необходимые копии, в т. ч. копию обращения в финансовую организацию. Оформить обращение нужно по правилам, на которые указывает статья 17 Закона о финансовом омбудсмене.

Обращение может быть направлено либо в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного (finombudsman.ru), либо письменно на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3.

Он будет рассматривать обращения потребителей в двух случаях:

  • если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 000 руб.;
  • если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения.

По общему правилу омбудсмен должен ответить в течение 15 рабочих дней. Если обратилось лицо, которому потребитель уступил право требования, то омбудсмен ответит в течение 30 рабочих дней.

Потребитель вправе в соответствии частью 1 статьи 25 Закона о финансовом омбудсмене обратиться в суд, если омбудсмен:

  • не ответил вовремя;
  • прекратил рассматривать обращение;
  • принял решение, с которым потребитель не согласен.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.