Фитнес-клуб: права потребителей

28.03.2019

С начала 2019 года в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) поступило 15 обращений граждан по различным вопросам оказания физкультурно-оздоровительных услуг. В связи с актуальностью возникающих вопросов Управление разъясняет основные права потребителей в этой сфере.

1. Право на информацию. Согласно ст. ст. 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1), п. 5.2.9 ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» потребителю обязаны предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей:

  • перечень услуг;
  • их стоимость и условия оказания;
  • сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т. д.);
  • перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;
  • медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
  • квалификация обслуживающего персонала;
  • местонахождение пункта медицинской помощи.

2. Право потребителя отказаться от услуг фитнес-клуба закреплено в ст. 32 Закона № 2300-1. При отказе от услуг потребитель вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще не оказанные ему услуги. При заключении договора исполнитель не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст. 16 Закона № 2300-1). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора.

Стоит помнить, что условие о невозврате денег за пропущенные потребителем занятия правомерно, поскольку ч. 2 ст. 781 ГК РФ установлено, что «в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено договором».

3. Право на безопасность услуги. В соответствии со ст. 7 Закона № 2300-1 спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды.

4. Сроки оказания услуги. Если прошёл разумный срок, а оказание услуг так и не было начато и сроки по-прежнему неизвестны (и не прописаны в договоре), то у потребителя всегда есть право отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств. За нарушение сроков оказания услуг исполнитель несет ответственность в виде неустойки 3 % от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда.

86 % поступивших в Управление обращений граждан связаны с нарушением сроков оказания оплаченных услуг. В частности, один из фитнес-клубов г. Оренбурга еще до начала деятельности предлагал гражданам на выгодных условиях (скидки) заключить договор на оказание услуг, однако в установленный срок к выполнению своих обязанностей не приступил и до настоящего времени деятельность не осуществляет. Управлением подано в суды 13 исковых заявлений в защиту прав конкретных потребителей, пострадавших от действий исполнителя, которые находятся на рассмотрении.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей при оказании физкультурно-оздоровительных услуг, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений, потребители могут получить в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74) или в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.