Наверх

Гигиенические основы трудового воспитания и обучения детей

10.04.2015

Трудовое воспитание и обучение детей имеет большое значение для гармоничного развития детей и подростков, сохранения и укрепления их здоровья.

Наиболее эффективно, с меньшими физиологическими затратами, формирование функциональной системы трудовой деятельности детей и подростков осуществляется при соблюдении следующих физиолого-гигиенических принципов:

  • системность в организации и проведении трудового обучения;
  • соответствие характера трудовой деятельности и ее построения возрастным половым особенностям и состоянию здоровья учащихся;
  • постепенное увеличение физических и других видов нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие на организм;
  • рациональный режим трудового обучения;
  • благоприятные санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности, безопасные для здоровья.

При реализации принципа постепенности большое внимание должно быть уделено правильному выбору материала, с которым придется работать школьникам.

Для учащихся начальной школы, обладающих меньшими физическими возможностями, предусматриваются относительно простые операции с материалами, легко поддающимися обработке: бумага, ткань, картон, пластилин, проволока. Трудовые операции направлены в основном на развитие тонкой координации движений и укрепление мелких мышц кисти (склеивание, вырезание, лепка и т. д.). Предусмотрены также опытные работы на пришкольном участке по выращиванию растений и уходу за ними.

В возрасте 10–12 лет учащиеся приобретают знания и умения по обработке металла, дерева и других материалов; знакомятся с основами электротехники, металловедения, графической грамотой.

Существенное значение в организации трудового обучения имеют половые различия у детей. Функциональные возможности девочек в возрасте 10–12 лет уступают возможностям мальчиков. В связи с этим для девочек предусматривается более легкий физический труд, связанный с обработкой тканей и продуктами питания.

Общая длительность практической работы не должна превышать: для учащихся 1–2-х классов 20–25 мин., 3–4-х классов — 30–35 мин.; в зависимости от трудоемкости длительность операций может составлять от 6 до 10 мин., непрерывная работа с бумагой, картоном, тканью должна занимать: для учащихся 1-го класса — не более 5 мин., 2–3-х классов — 5–7 мин., 4-го — 10 мин., 6-го — 12 мин., 7-го — 16 мин. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям должна составлять: для учащихся 5-го класса — не более 10 мин., 6-го — 12 мин., 7-го — 16 мин.

Положительное влияние труда на организм школьников во многом определяется условиями, в которых проходит трудовая деятельность. К числу факторов, способных повышать оздоровительное влияние труда, относится рационально организованное естественное и искусственное освещение, правильная расстановка оборудования, организация рабочего места, а также оптимальный воздушный и температурный режим.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.