Главное в отношениях с платежным агентом — чек

24.08.2015

Жители области привыкли использовать платежные терминалы для оплаты товаров, услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг.

Деятельность по приему денежных средств в таких случаях осуществляется платежными агентами (юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие посредническую деятельность по приему платежей физических лиц).

Отношения между потребителем и платежным агентом регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон), а также Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей).

В соответствии со ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей, ст. 4 Закона платежный агент, установивший терминал, при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

  • адрес места приема платежей;
  • наименование и местонахождение оператора по приему платежей, а также его ИНН;
  • наименование поставщика;
  • реквизиты договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором и поставщиком;
  • размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей, в случае его взимания;
  • способы подачи претензий;
  • номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей;
  • адреса и номера контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

При внесении платежа потребителю должен быть выдан кассовый чек, содержащий информацию о:

  • наименовании документа — кассовый чек;
  • наименовании оплаченного товара, работ, услуг;
  • общей суммы принятых денежных средств;
  • размере вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;
  • дате, времени приема денежных средств, номере кассового чека, номере контрольно-кассовой техники (платежного терминала);
  • адресе места приема денежных средств;
  • наименовании и местонахождении платежного агента (оператора, принявшего денежные средства) и его идентификационный номер;
  • номере контактных телефонов юридического лица, получающего денежные средства плательщика (поставщика) и платежного агента (оператора), а также субагента, в случае приема платежа платежным субагентом.

Все реквизиты, указанные в кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение как минимум шести месяцев.

В случае если деньги не дошли до адресата, необходимо позвонить по телефону, указанному в кассовом чеке (как правило, это телефон службы поддержки). При соединении с оператором назвать номер терминала, через который производилась трансакция, и номер операции. По предоставленным данным служба поддержки найдет операцию в компьютерной системе учета. Зачастую ошибка при переводе денег возникает по вине самого потребителя в результате неправильно указанных им реквизитов. Если платеж оказался не зачисленным, он попадет в список неисполненных трансакций. В такой ситуации оператор, как правило, вносит корректировку и проводит операцию в ручном режиме. Если деньги уже зачислены на чей-то счет по ошибке, то необходимо узнать адрес и подъехать в компанию, предоставляющую услугу. Чек служит безусловным подтверждением того, что деньги переводил именно данный гражданин. При невозможности решить проблему в устном порядке, необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах, вручить один экземпляр под роспись представителю компании либо направить по почте с уведомлением о вручении. Если проблема не решится в течение десяти дней, у потребителя есть все основания при наличии чека обратиться в суд.

Ответственность за несвоевременность зачисления денежных средств на счет продавца или исполнителя услуг при совершении платежа через терминал несет платежный агент. Согласно п. 3. ст. 3 Закона денежные обязательства потребителя за услуги, работы перед исполнителем, выполняющим работы, оказывающим услуги, считаются исполненными в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В связи с вышеизложенным потребителям рекомендуется сохранять кассовый чек, выданный платежным агентом, до зачисления денежных средств на счет исполнителя, продавца.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.