Итоги деятельности по осуществлению государственного надзора в области защиты прав потребителей

14.03.2016

Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) при проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2015 году приоритетными оставались мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и интересов потребителей в социально значимых секторах потребительского рынка: в сфере оказания финансовых, в том числе страховых, медицинских, туристских услуг, услуг связи, торговли дистанционным способом.

Проведено 1455 контрольно-надзорных мероприятий по вопросам защиты прав потребителей, из них в отношении организаций, оказывающих образовательные услуги — 56%, связи — 9%, в сфере ЖКХ — 22%.

За нарушение законодательства о защите прав потребителей составлено 1876 протоколов, с увеличением их количества в сфере оказания услуг ЖКХ на 17%, туристских услуг на 23%, образовательных услуг на 40,5%.

Общее число жалоб незначительно уменьшилось и составило 3707. Значительно реже обращались потребители с жалобами на услуги страхования. Количество их уменьшилось на 62%, а в общем по разделу финансовых услуг — на 38%. Увеличение количества жалоб наблюдалось в сферах оказания бытовых (на 24,6%), транспортных (на 35,6%) и медицинских (на 21,1%) услуг.

Данное обстоятельство не имело существенного влияния на структуру контрольно-надзорной деятельности, поскольку большинство обращений были направлены на разрешение имущественных споров между потребителями и исполнителями услуг.

При осуществлении проверок и административных расследований, повлекших за собой нарушение прав граждан, помимо привлечения виновных лиц к административной ответственности, реализовались полномочия по судебной защите прав потребителей, эффективность которых сохранилась на уровне 100% по числу удовлетворенных исков Управления.

Возросло до 29 количество исков, поданных в защиту прав конкретных потребителей. Сумма, взысканная судом в пользу потребителей, увеличилась в 2,1 раза и составила 1384,8 тыс. рублей. Моральный вред, причиненный потребителям, компенсирован на сумму 70,8 тыс. рублей. Большая часть указанных сумм взыскана в пользу потребителей по искам в сферах торговли и бытового обслуживания населения.

В суды подано 37 исков в защиту неопределенного круга потребителей. Исковые требования заключались в прекращении противоправных действий хозяйствующих субъектов в сфере торговли, бытового обслуживания, гостиничных, туристских, транспортных, финансовых услуг, ЖКХ. Из 36 рассмотренных исков все требования удовлетворены.

Количество положительных решений по гражданским делам, где Управление участвовало в судебных процессах в качестве государственного органа, с дачей заключения по делу, составило 95,3% от общего количества. Так, из двух гражданских дел, где требования истцов не удовлетворены, Управление привлечено по инициативе судов, а исковые требования были основаны на неверной трактовке норм материального права (страхование жизни и здоровья).

Активно проводилась работа в СМИ по вопросам защиты прав потребителей — прирост данного показателя составил 38,7%.

Отмечая значимость профилактики нарушений законодательства на потребительском рынке, Управлением проведены встречи с представителями бизнес-сообщества, продолжается работа в рамках Консультативного и Общественного советов при Управлении.

Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей находится на постоянном контроле Управления.