Итоги надзора за соблюдением законодательства о защите прав потребителей услуг связи за 2017 год

12.02.2018

Сфера предоставления услуг связи оставалась в прошлом году в числе приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в области защиты прав потребителей.

Динамика поступающих обращений граждан в данном секторе имеет стабильную тенденцию к увеличению. Резкий рост жалоб на действия операторов связи наблюдался в 2012 и 2013 годах (ежегодно более 50 %), в 2017 году темп прироста составил 20 %. Удельный вес в общей структуре жалоб увеличился с 5,2 до 7,4 %.

Доля обращений по видам связи также изменилась по сравнению с показателями 2016 года. Увеличились претензии к операторам мобильной связи с 31 до 41 %, телематических услуг связи — с 40 до 42 %. Одновременно снизились нарекания к телевизионному вещанию, радиовещанию, почтовой связи с 26 до 17 %.

Основное место занимали вопросы:

  • подключения дополнительных услуг без согласия абонента;
  • предъявления требования оператором связи об оплате услуг связи после расторжения заключенного договора;
  • необоснованного списания денежных средств со счета и осуществления перерасчета;
  • ненадлежащего информирования об условиях тарифных планов, изменение ценовой составляющей тарифного плана в одностороннем порядке;
  • качества услуг связи;
  • пропажи и недоставки почтовой корреспонденции и прочие.

В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращений Управлением проведены 23 предварительные проверки поступившей информации, результатами которых в большинстве случаев явилось добровольное устранение операторами связи нарушений прав потребителей.

В ходе 3 внеплановых проверок выявлены нарушения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», правил оказания соответствующих услуг связи и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере связи, виновные привлечены к административной ответственности.

Так, при внеплановой проверке оператора связи установлен факт обмана потребителя путем выставления некорректного счета за услуги связи. Абонентом с мая 2017 не вносилась плата за услуги интернета и по условиям оказания услуг связи оператора стоимость пользования сетью Интернет должна составлять 249 руб. в месяц. Однако оператором потребителю выставлен счет на сумму 330 руб. в месяц. Возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 14.7 КоАП РФ — обман потребителя.

По 2 гражданским делам, где Управление участвовало в судебных процессах в качестве государственного органа, дающего заключение по делу, судами вынесены положительные решения, истцам присуждено 4,9 тыс. руб.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений, можно получить в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54), в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74), а также на площадках МФЦ Оренбургской области.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИС ЗПП) в сети Интернет, где представлены многочисленные памятки, обучающие видеоролики, образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и другие.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление обязательна.