Потребитель и закон: порядок действий потребителя при обнаружении недостатков в технически сложном товаре

09.05.2019

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) разъясняет порядок действий потребителя при обнаружении недостатков в технически сложном товаре.

Права потребителей регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГКРФ), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) и другими нормативными правовыми актами РФ.

В Перечень технически сложных товаров, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924, включены:

  • телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления, цифровые фото- и видеокамеры;
  • холодильники, морозильники, комбинированные холодильники морозильники;
  • кофемашины;
  • встраиваемые микроволновые печи;
  • роботы-пылесосы и другие.

Как правильно действовать потребителю в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре?

Закон № 2300-1 предусматривает особый алгоритм предъявления требований в отношении такого товара в зависимости от периода обращения к продавцу.

Необходимо обратиться к продавцу товара (изготовителю, уполномоченной организации и т. д.) с письменной претензией, составленной в 2 экземплярах, в которой должно быть чётко сформулировано одно из требований потребителя по поводу недостатков товара.

Если потребитель обращается в срок до истечения 15 дней с момента покупки, то он вправе предъявить одно из следующих требований:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Если потребитель обращается по истечении 15-дневного срока с момента покупки, то он вправе предъявить одно из следующих требований:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

Требования о:

  • замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены и
  • отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
    • обнаружение существенного недостатка товара;
    • нарушение срока устранения недостатков товара (максимальный срок — 45 дней);
    • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу, либо направить письмом (с уведомлением). На экземпляре потребителя продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.

Закон № 2300-1 в период гарантийного срока обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества, а в случае необходимости — экспертизу товара за свой счёт.

Консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений в суд потребители могут получить:

  • в общественной приёмной Управления — г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54
  • или в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» — г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48, тел. 8 (3532) 77-10-74.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.