О правовых аспектах защиты прав потребителей услуг по перевозкам пассажиров наземным транспортом

26.06.2015

Одной из разновидностей гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере транспорта, является договор перевозки пассажиров.

В законодательстве Российской Федерации отношения между перевозчиком и пассажиром регламентированы гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.

Пассажир обязуется оплатить установленную плату за проезд, при наличии багажа — его провоз. Основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и багажа в пункт назначения в установленный срок. Перевозка транспортом общего пользования осуществляется по расписанию. Сроки отправления и доставки пассажира указаны в проездном билете.

Перевозчик должен обеспечить своевременную подачу транспортного средства для посадки пассажиров, предоставить ему место, указанное в билете. Последнее требование не касается перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом, где «пассажиру предоставляется вместимость транспортного средства, при этом конкретное место размещения пассажира не согласовывается сторонами».

Перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира и сохранность его багажа в пути следования. Исполнение перевозчиком обязанности по обеспечению безопасности пассажира и сохранности перевозимых им вещей может быть обеспечена страхованием жизни и здоровья пассажира, в том числе добровольным страхованием в порядке, предусмотренном гл. 48 ГК РФ.

Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки пассажира установлена в ГК РФ, транспортных уставах и кодексах, а также может быть определена соглашением сторон.

При ненадлежащем исполнении перевозчиком наземного транспорта своих обязанностей по договору в части нарушения сроков оказания услуг перевозки, потребитель, согласно п. 1 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. «2300-1 «О защите прав потребителей», вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушения сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3 % от цены оказания услуги. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.