О проблемах интернет-торговли и способах их решения

07.02.2018

В 2018 году, как и в 2017, Международной Федерацией потребительских организаций (CI) определена тематика проведения 15 марта Всемирного дня прав потребителей, которая посвящена электронной коммерции.

«Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» — девиз Всемирного дня прав потребителей текущего года.

Актуальность данной темы обусловлена ежегодно возрастающим числом обращений граждан по вопросам покупок и услуг, приобретенных и оказанных с помощью Интернета.

Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) в 2017 году рассмотрено 70 обращений граждан на данный сегмент рынка, что на 2 % больше уровня 2016 года и на 66 % — 2015 года. По телефону горячей линии проконсультировано 78 потребителей относительно использования интернет-ресурсов.

Оренбуржцев волновали вопросы:

  • сокрытия или неполного раскрытия информации о продавце, отсутствие в представленном предложении необходимой и достоверной информации о продавце и его местонахождении;
  • нарушения целостности, комплектности доставленного товара;
  • несоответствия доставленного товара заказанному;
  • не поставки товара по оплаченному договору, нарушение сроков поставки;
  • реализация некачественного товара или товара, не соответствующего описанию (ожиданию) потребителя;
  • уклонение от рассмотрения требований потребителя, не возврат (уклонение от возврата) уплаченных денежных средств, отказ в возмещении убытков (неустоек);
  • неудовлетворение иных требований.

Учитывая социальный и имущественный статус потребителей, с целью содействия в защите их нарушенных потребительских прав, приняты меры, направленные на судебную защиту граждан. Судами удовлетворены поданные Управлением иски в защиту потребителей, пострадавших от действий продавцов в сфере дистанционной торговли.

По нескольким гражданским делам Управление участвовало в судебных процессах в качестве государственного органа с заключением по делу. Судами вынесены положительные решения, истцам присуждено 49,1 тыс. руб., в том числе компенсация морального вреда составила 4,8 тыс. руб.

Учитывая стремительное развитие цифровой экономики, появление новых для потребителей рисков, в целях исполнения поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года, для предупреждения нарушений прав потребителей и повышения доверия граждан к дистанционной торговле в целом, Управлением проведены мероприятия по правовому образованию и формированию потребительской культуры населения, в том числе через СМИ.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей при дистанционной торговле, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений можно получить в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54), в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74), а также на площадках МФЦ Оренбургской области.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИС ЗПП) в сети Интернет, где представлены многочисленные памятки, обучающие видеоролики, образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и другие.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.