О результатах контроля за соблюдением прав граждан в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности

15.08.2016

В 1-м полугодии 2016 года в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области по вопросам заключения договоров ОСАГОс поступило 20 обращений, поводами для которых явились:

  • обусловливание заключения договора ОСАГО заключением иных договоров (страхование жизни и здоровья, техосмотр);
  • отказ страховых компаний заключить договор ОСАГО на условиях, предусмотренных законодательством и др.

Граждане жаловались на действия ООО «Росгосстрах» (70 %), страховую компанию «МАКС» (10 %) и единично на ООО «Автодор Росгосстрах», ООО «Регарт» и др.

В связи с тем, что рассмотрение вопросов, касающихся отказа страховой компании в заключении договора ОСАГО, а также принятия мер административного реагирования за несоблюдение Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации их обязанности, не входит в компетенцию Управления, 55 % обращений граждан направлены для рассмотрения в Отделение по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, которое вправе при наличии выводов о навязывании дополнительной услуги к основной услуге страхования принимать меры, в том числе по ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Заявителям разъяснены положения действующего законодательства РФ в пределах компетенции Управления, в том числе по:

  • порядку и форме обращения в адрес страховщика с требованием о расторжении договоров и возврате страховой премии в связи с нарушением страховщиком условий страхования (право на отказ от дополнительно страховки в течении 5 дней с даты заключения договора);
  • обращению в судебные органы для понуждения страховой организации к заключению договора ОСАГО при ее отказе или уклонении от его заключения, возможности применения Управлением процессуальных мер в отношении страховых организаций при наличии в договорах условий, не соответствующих требованиям действующего законодательства;
  • возможности воспользоваться услугами Консультационного центра и консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Оренбургской области» как по телефону, так и в онлайн-режиме.

Управление использовало гражданско-правовые формы защиты прав потребителей. Принято участие в судебном процессе по иску гражданина к ПАО «Росгосстрах» (в связи с несвоевременной выплатой страховой компанией страхового возмещения истец просил взыскать с ответчика неустойку) в порядке ст. 47 ГПК РФ и дано заключение по делу. Кувандыкским районным судом вынесено решение, согласно которому исковые требования удовлетворены, с ПАО «Росгосстрах» в пользу гражданина взыскана неустойка в размере 40 260 рублей.

Проводится информационно-разъяснительная работа с населением. Обратившимся в общественную приемную гражданам оказана правовая помощь по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.