О требованиях к учебным изданиям

18.09.2015

Основным источником знаний для школьника является книга. Чтение помогает ребенку размышлять, пополнять словарный запас, формулировать свои мысли — умственно развиваться.

При поступлении в школу ребенок ежегодно сталкивается с увеличением учебной нагрузки и материала, которые в большей степени требуют напряжения зрительного аппарата.

Поэтому приобретаемые учебные издания должны соответствовать гигиеническим требованиям по весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий с целью обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся.

Вес одного издания для учащихся 1–4-х классов не должен быть более 300 грамм, для 5–6-х классов — 400 грамм, для 7–9-х классов — 500 грамм, для 10–11-х классов — 600 грамм. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10 %.

Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Учебный материал должен быть размещен таким образом, чтобы корешковые поля на развороте издания были не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не менее 10 мм, а верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, не менее 10 мм.

Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного). Не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов. Текст не должен содержать знаков с нечетких («рваными») штрихами, дефектов, приводящих к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.

Учебные издания с полиграфическим материалом должны изготавливаться из бумаги, предназначенной только для печати книжных изданий (офсетной, типографской, книжно-журнальной и т.п.), с показателем белизны 74–88 % и показателем непрозрачности 91 % и более.

Использование ребенком в процессе обучения ребенком учебных изданий, отвечающих этим основным требованиям, позволит обеспечить снижение зрительной нагрузки в процессе чтения и предупредит развитие зрительного и общего утомления.