О защите прав потребителя при приобретении автомобиля

28.06.2016

В 2016 году участились случаи обращения потребителей с жалобами на задержку передачи паспорта транспортного средства (далее — ПТС) при приобретении нового автомобиля. Автосалоны, принимая полную оплату стоимости автомобиля, в установленный договором срок не передают покупателю ПТС, что препятствует государственной регистрации автомобиля и, соответственно, использованию по назначению.

Подобные действия автосалонов не только неправомерны, но и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров».

Так, в соответствии с п. 59 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, при передаче автомобиля покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы, в том числе сервисная книжка или иной заменяющий ее документ, а также документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае задержки передачи ПТС потребитель вправе назначить продавцу новый срок для передачи документов или потребовать возврата суммы предварительной оплаты товара. При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока, а также выплаты неустойки.

В силу ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» неустойка взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, и составляет 0,5 % предварительной оплаты товара за каждый день просрочки. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению автосалоном в течение десяти дней со дня их предъявления.

Требования потребителя необходимо оформить в письменной форме, вручив один экземпляр претензии продавцу. Либо направить в адрес продавца заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке необходимо обратиться с соответствующим иском в суд.

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области вправе вступить в гражданское дело и дать заключение в целях защиты прав потребителя. Для этого после принятия судом дела к производству, необходимо направить в Управление копию искового заявления и сообщить сведения о времени и месте судебного заседания.