Об обязательном претензионном порядке

24.11.2021

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам порядка предъявления претензий вследствие нарушения прав потребителей, Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет, что законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязательный претензионный порядок не предусмотрен, за исключением случаев, прямо указанных в других законах.

Оговорка о необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, как правило, содержится в отраслевом законе, регулирующем оказание тех или иных услуг. Обязательный претензионный порядок предусмотрен, в частности, в следующих случаях:

  1. неисполнение или ненадлежащее исполнение оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (п. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ);
  2. претензии, связанные с перевозкой груза, пассажира, багажа в зависимости от вида транспорта или связанные с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. 1 ст. 797 ГК РФ; п. 3 ст. 124 ВК РФ; п. 1 ст. 161 КВВТ РФ; ч. 2 ст. 39 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ; ст. 120 Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ);
  3. претензии по качеству туристского продукта в отношении туроператоров (ч. 2 ст. 10 Закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ);
  4. заявление имущественного требования к финансовой организации, взаимодействующей в установленном порядке с финансовым уполномоченным (уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг). В указанном случае в рамках досудебного урегулирования спора необходимо сначала обратиться с заявлением в финансовую организацию, а после его рассмотрения — к финансовому уполномоченному (ст. 1, ч. 2 ст. 15, ст. 16, ч. 1 ст. 25 Закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ; п. 1 ст. 16.1 Закона № 40-ФЗ).

Несоблюдение правил об обязательном претензионном порядке является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

В других случаях предъявление претензии рекомендуется, чтобы документально зафиксировать юридически значимые факты, необходимые для дальнейшего рассмотрения дела в суде.

Чтобы претензия служила в суде надлежащим доказательством, необходимо соблюдение потребителем следующих основных правил:

  • из текста претензии должно быть понятно: кто, от кого, почему, в какой срок и что конкретно требует;
  • претензия должна быть подготовлена в двух экземплярах;
  • необходимо иметь подтверждение того, что претензия получена продавцом (исполнителем и др.), с указанием даты ее получения.

В случае отказа продавца (исполнителя) от получения претензии Управление рекомендует направить её посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить:

  • в общественной приемной Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54 или
  • в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 43-08-19. 

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.