Об особенностях продажи технически сложных товаров бытового назначения

27.05.2017

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров № 55 от 19.01.1998, утв. постановлением Правительства РФ (далее — Правила продажи).

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

До сведения потребителей продавец обязан своевременно доводить необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии.

Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

При передаче товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (техпаспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы), товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу.

Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и (или) подключение которого покупателем в соответствии с обязательными требованиями или технической документацией, прилагаемой к товару, не допускается.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 технически сложные товары надлежащего качества, на которые установлены гарантийные сроки, не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней. Поэтому, покупая технически сложный товар, необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нем недостатков либо если не предоставлена полная и достоверная информация о товаре.

К технически сложным товарам бытового назначения относятся:

  • станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
  • электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура;
  • бытовая вычислительная и множительная техника;
  • фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;
  • электромузыкальные инструменты; игрушки электронные;
  • бытовое газовое оборудование и устройства;
  • часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями.

В соответствии со ст. 18 Закона потребитель в случае обнаружения недостатков в товаре (если они не были оговорены продавцом) по своему выбору вправе потребовать

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • расторжение договора купли-продажи с возвратом уплаченных денежных средств за товар.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре бытового назначения лучше всего обратиться к продавцу товара (изготовителю и т. д.) с письменной претензией, составленной в двух экземплярах, в которой должны быть четко сформулированы ваши требования по поводу недостатков товара. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу либо направить письмом (с уведомлением). Потребитель вправе обратиться к продавцу лично, при этом на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.

В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре в течение гарантийного срока Закон обязывает продавца принять товар ненадлежащего качества, провести проверку качества товара, а в случае необходимости — экспертизу товара за свой счет.

В случае несогласия с результатами проверки/экспертизы сделайте об этом отметку в документах продавца и обратитесь в независимую экспертную организацию или в суд. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.