Особенности подключения дополнительных услуг связи

03.07.2016

Многие потребители жалуются на неправомерное списание денежных средств с абонентских счетов различных операторов связи за неизвестные дополнительные услуги. Вместе с тем при рассмотрении обращений граждан и проведении проверочных мероприятий выясняется, что абоненты самостоятельно подключают платные услуги. Каким образом это происходит, и как избежать подключения нежелательных услуг при использовании телефонной связи?

В соответствии с п. 7 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342 (далее — Правила), оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень услуг, которые оператор связи имеет возможность предоставить абоненту и (или) пользователю дополнительно, определяется оператором связи самостоятельно. При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность выражения согласия на подключение дополнительных  услуг исключительно в письменной или устной форме.

В то же время, Правилами (п. 21, 47) предусмотрено оказание дополнительных услуг и изменение условий договора путем совершения абонентом конклюдентных действий, то есть таких действий, которые выражают волю на подключение определенной услуги не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении (например, ввод абонентского номера на интернет-сайтах, переход по ссылке в сети Интернет, отправка на короткие сервисные номера SMS-сообщений и др.). Возможность заключения сделки путём совершения конклюдентных действий предусмотрена статьей 158 Гражданского кодекса Российской Федерации. В некоторых случаях в качестве конклюдентного действия может выступать молчание, которое в строгом смысле является бездействием.

Для избежания подобной ситуации рекомендуем всегда внимательно знакомиться с условиями предоставления бесплатных услуг (возможно через какое-то время пользования за них будет взиматься плата),  а также с информацией, содержащейся в различных рекламах, викторинах и т.д., приходящих на Ваш номер в виде СМС сообщений.

Если вы заметили, что со счета вашего мобильного телефона списывается больше денежных средств, чем нужно, незамедлительно обратитесь к своему оператору связи.

Каждый оператор имеет номер горячей линии, где круглосуточно можно узнать информацию обо всех подключенных услугах и при необходимости отключить их.

Если таким образом связаться с оператором связи не представляется возможным, то для получения от оператора связи полного и обоснованного ответа о причинах списания денежных средств за дополнительные услуги, а также способе подключения дополнительных услуг Управление рекомендует направить оператору связи в соответствии с пунктами 50–52 Правил претензию.

Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Срок рассмотрения претензии не должен превышать 30 дней с даты ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной  или электронной форме) предъявившему ее абоненту.

В случае признания оператором связи требований абонента о возврате уплаченной за услуги денежной суммы обоснованными, они подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления претензии. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки абонент имеет право предъявить иск в суд.