Особенности защиты прав потребителей финансовых услуг

01.10.2018

С 3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Законом вводится должность финансового уполномоченного (омбудсмена), который будет посредником между финансовой организацией и потребителем. Во многих случаях обратиться в суд в обход финансового омбудсмена не получится.

До обращения к финансовому омбудсмену нужно направить претензию в финансовую организацию (банк, страховую компанию и т. д.). Если финансовая организация не ответила или не удовлетворила требования потребителя, то необходимо обратиться к финансовому уполномоченному. Он будет рассматривать обращения потребителей в двух случаях:

  • в отношении финансовых организаций, включенных в определенный реестр, если размер требований потребителя о взыскании денежных сумм не превышает 500 000 руб.;
  • если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения.

Сроки рассмотрения обращений финансовыми организациями — до 15 рабочих  дней со дня получения заявления, если оно направлено в электронном виде по утвержденной форме и если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней, и до 30 дней со дня получения заявления потребителя финансовых услуг в иных случаях.

К финансовому омбудсмену можно обратиться только после истечения срока рассмотрения обращения в письменной или электронной форме, приложив необходимые копии в т. ч. копию обращения в финансовую организацию.

Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения:

  • если потребитель предварительно не обратился в финансовую организацию;
  • если в суде, третейском суде имеется либо рассмотрено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • находящиеся в процессе урегулирования с помощью процедуры медиации;
  • по которым имеется решение финансового уполномоченного или соглашение, принятое по спору между теми же сторонами (в том числе при уступке права требования), о том же предмете и по тем же основаниям;
  • в отношении финансовых организаций, у которых отозвана лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или которые находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность;
  • по вопросам, связанным с банкротством юридических и физических лиц;
  • по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды, и др.

Обращения рассматриваются в заочной форме на основании предоставленных документов либо в очной форме. О дате, времени и месте очного рассмотрения обращения стороны уведомляются не позднее чем за пять рабочих дней до дня рассмотрения обращения любым способом. По результатам рассмотрения обращения принимается решение в течение 15 рабочих дней (в случае направления обращения потребителем финансовых услуг) либо в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения (если обращение подало лицо, которому уступлено право требования потребителя к финансовой организации). Решение вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания финансовым уполномоченным. Потребитель вправе обжаловать решение в течение 30 дней, финансовая организация 10 рабочих дней после дня его вступления в силу вправе обратиться в суд. Оно подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении (не менее 10 и не более 30 дней).

Консультацию о способах защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг можно получить, обратившись в общественную приемную Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54 или в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 77-10-74.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.