Ответственность за нарушения прав потребителей при несоблюдении сроков удовлетворения отдельных требований потребителей

17.08.2015

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (далее — Закон) предусмотрена ответственность предпринимателей за:

  • нарушение сроков (неустойка);
  • убытки, причиненные потребителю;
  • отказ удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке (штраф).

Ответственность за нарушение сроков (неустойка)

За нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (устранения недостатков товара, замены товара с недостатками и т.д.) продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара. Размер такой неустойки законом не ограничен и может превышать стоимость товара.

За нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи потребителю предварительно оплаченного товара предусмотрена неустойки в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара за каждый день просрочки, которая не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

За нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) — неустойка в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги) за каждый день просрочки. Сумма такой неустойки (пени) ограничена законом — она не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Аналогичный размер неустойки предусмотрен за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).

Ответственность за убытки, причиненные потребителю

Закон предусматривает ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем, уполномоченной организацией, импортером) сроков удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками товара (работы, услуги) или сроков исполнения обязательства.

Убытками в силу статьи 15 ГК РФ являются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Доказательством размера расходов, которые потребитель должен будет нести для восстановления своего нарушенного права, могут служить, например, смета затрат на устранение недостатков товара (работы, услуги), подготовленная независимой экспертной организацией.

Потребитель при определении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, вправе так же требовать выплаты ему разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на момент удовлетворения его требований о взыскании уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы.

Ответственность за отказ удовлетворить требования потребителя в досудебном порядке (штраф) установлена ст. 13 Закона. Если продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) отказался в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то при удовлетворении этих требований суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.