Наверх

Ответы на вопросы, полученные в ходе подготовки и проведения публичных обсуждений правоприменительной практики

17.04.2017

Вопрос 1: Осуществляется ли в настоящее время снижение нагрузки со стороны контролирующих органов Роспотребнадзора на субъекты предпринимательства?

Ответ:

Статьей 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016–2018 годах предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок.

Кроме того, из надзора выведены объекты низкой гигиенической значимости. Оптимизирован порядок проведения внеплановых проверок по контролю исполнения предписания.

Вопрос 2: Может ли анонимное обращение являться основанием проведения внеплановой проверки?

Ответ:

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Вопрос 3: Могут ли осуществлять должностные лица органов Роспотребнадзора мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и если могут, то какие?

Ответ:

Порядок оформления, содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предприниматели утверждается Роспотребнадзором.

Планируемый срок утверждения III квартал 2017.

Вопрос 4: Могут ли служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов?

Ответ:

Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вопрос 5: Каким образом осуществляется отнесение объектов к той или иной категории риска и ее изменение.

Ответ:

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» отнесение объекта к категории риска осуществляется исходя из класса его потенциальной опасности, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований санитарного законодательства.

Каждый объект подлежит отнесению к одной из шести категорий риска: чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого.

Изменение категории риска объекта проводится:

  • по результатам надзора (т. е. итогам проведения плановых или внеплановых проверок);
  • изменения вида и объемов осуществляемой деятельности.

Вопрос 6: Направляется ли информация в Федеральную налоговую службу после получения лицензии на вид деятельности при работе с источниками ионизирующего излучения?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, представляются лицензирующими органами в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

Вопрос 7: Могут ли продлить срок проведения плановой проверки более 20 рабочих дней? Если да, то какие на это есть законные основания?

Ответ:

п. 3. ст. 13 ФЗ № 294: В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий — не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий — не более чем на пятнадцать часов.

Вопрос 8: Основания для проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления)?

Ответ:

В соответствии с п. 2.6. ст. 77 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Вопрос 9: Исключение из проекта ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей детского оздоровительного лагеря, деятельность которого осуществляет индивидуальный предприниматель, отнесенный в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства?

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов установлен постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, куда входит, в том числе, деятельность детских лагерей на время каникул, а также объектов, осуществляющих оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи.

Таким образом, включение указанных объектов в План плановых проверок законно и обосновано.