Постановление от 15.10.2015 № 08 «О состоянии питьевого водоснабжения в Оренбургской области и реализации Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»

18.12.2015

Я, Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области Н.Е. Вяльцина, проанализировав санитарно-эпидемиологическую ситуацию в Оренбургской области отмечаю, что реализация требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», мероприятий областных целевых программ, разработанных в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года и Федеральной целевой программой «Чистая вода» на 2011–2017 годы», позволила улучшить показатели состояния питьевого водоснабжения населения области и качества питьевой воды:

  • снизилась доля проб питьевой воды, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям по микробиологическим показателям в 2014 году по сравнению с 2013 годом с 2,6 % до 1,4 %, в 2015 году (8 месяцев) этот показатель составил — 0,8 %, по санитарно-химическим показателям — с 8,2 % до 6,0 %, в 2015 году — 3,6 %,
  • увеличилась доля населения, обеспеченного доброкачественной  питьевой водой с  81,2 % до 84 %,
  • снизилась доля водопроводов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, с 16,3 % до 15,8 %.

Вместе с тем, удельный вес проб воды, не соответствующей гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, остается в 11 административных территориях (Абдулинском, Александровском, Бузулукском, Гайском, Грачевском, Матвеевском, Первомайском, Пономаревском, Сакмарском, Сорочинском, Ташлинском районах), превышает среднеобластной уровень по санитарно-химическим показателям — в 9 территориях области, в том числе Соль-Илецком, Оренбургском, Курманаевском, Грачевском, Бузулукском, Первомайском, Тоцком, Акбулакском, Александровском районах за счет повышенного содержания железа общего, марганца, нитратов, жесткости, минерализации.

Недостаточно очищенные сточные воды, поверхностный сток с территории городских и сельских поселений, промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы, склады минеральных удобрений и агрохимикатов продолжают оставаться источниками загрязнения открытых водоемов и водозаборов.

Вызывает обеспокоенность санитарное состояние питьевых водоисточников, 20 % которых не имеют организованной зоны санитарной охраны. Питьевые водопроводы в сельской местности, составляющие 94 % от их общего количества, не имеют предварительной водоподготовки и обеззараживания воды.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закона) по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой в 2015 году Управлением направлено в органы местного самоуправления городских и сельских поселений 134 уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды в централизованных системах водоснабжения.

Однако планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями разработаны и утверждены в 55,9 % случаев (75 планов). Не все муниципальные образования, получив уведомления, разработали и дали технические задания гарантирующим организациям для подготовки планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, для включения в дальнейшем в инвестиционные программы.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» первым вице-губернатором Оренбургской области был утвержден план по его реализации и направлен главам муниципальных образований. Во исполнение постановления разработана 901 программа производственного контроля качества питьевой воды, из них согласовано лишь 46 %. Требования ст. 25 Закона реализуются медленными темпами, на 30 % водопроводов не организован производственный лабораторный контроль питьевой воды.

Органы местного самоуправления не на всех водопроводах определили гарантирующую организацию. Продолжают оставаться бесхозными 12 водопроводов области.

Степень износа основных фондов водопроводов составляет от 40 до 60 %, из которых сельские водопроводы составляют 95 %. Отсутствие производственно-эксплуатационных баз сельских водопроводов и профессиональных кадров по их обслуживанию создают предпосылки для аварий на водопроводах и способствуют ухудшению качества питьевой воды. За 2014 год в области было зарегистрировано 506 уведомлений о временном прекращении или ограничении водоснабжения, водоотведения.

С целью реализации требований Федерального закона № 416 от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» в части соблюдения требований к качеству и безопасности питьевой воды и снижения угрозы здоровью населения, п о с т а н о в л я ю:

  1. Рекомендовать органам местного самоуправления:
    1. Обеспечить реализацию Федерального закона № 416 от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» в части организации водоснабжения населения, определения гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, организации производственного контроля качества питьевой воды.
    2. Принять меры по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».
    3. Обеспечить разработку и утверждение проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Срок — до 01.01.2016
    4. Определить перечень гарантирующих организаций, осуществляющих холодное (горячее) водоснабжение с использованием централизованных систем  водоснабжения, в том числе для водопроводов, оставшихся бесхозными. Срок — до 01.01.2016
    5. Не допускать строительства, в том числе индивидуального жилья, на территории зон санитарной охраны питьевых водоисточников.
    6. Разработать план мероприятий по укреплению производственно-эксплуатационных баз по обслуживанию систем водоснабжения и водоотведения в сельской местности
  2. Органам местного самоуправления, получившим уведомления Управления Роспотребнадзора о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, установленным требованиям:
    1. Разработать и согласовать технические задания на разработку или корректировку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, включения планов в состав инвестиционных программ. Срок — до 01.12.2015.
    2. Утвердить и представить до 1 июля года, последующего за отчетным, в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальные отделы планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, и (или) соответствующие инвестиционные программы. Срок — ежегодно.
  3. Рекомендовать гарантирующим организациям, руководителям ЖКХ, водоканалов, организациям, осуществляющим холодное (горячее) водоснабжение с использованием централизованных систем водоснабжения:
    1. Разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора программы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, обеспечив их реализацию.
    2. Обеспечить представление в Управление и его территориальные отделы до 12 января года, следующего за отчетным, средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение предыдущего календарного года, полученные по результатам производственного контроля. Срок — ежегодно.
    3. Разработать и утвердить в органах местного самоуправления план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на основании технического задания  органа местного самоуправления.
    4. Представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области и его территориальные отделы разработанные планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями до 1 июля года, следующего за отчетным. Срок — ежегодно.
  4. Главным государственным санитарным врачам городов и районов Оренбургской области в рамках полномочий:
    1. Обеспечить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за исполнением Федерального закона № 416 от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении».
    2. Запросить в:
      1. органах местного самоуправления — перечень организаций, осуществляющих холодное (горячее) водоснабжение с использованием централизованных систем водоснабжения; срок — до 01.12.2015;
      2. организациях, осуществляющих холодное (горячее) водоснабжение с использованием централизованных систем водоснабжения – фактически используемые программы производственного контроля качества питьевой (горячей) воды; срок — до 20.12.2015;
      3. гарантирующих организациях (не позднее 12 января года, следующего за отчетным) — средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение предыдущего календарного года, полученные по результатам производственного контроля качества питьевой воды; срок — ежегодно.
    3. При осуществлении полномочий в рамках контроля исполнения Федерального закона № 416 от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления нарушений в отношении организаций, осуществляющих холодное (горячее) водоснабжение, органов исполнительной власти, гарантирующих организаций применять адекватные меры административного реагирования и использовать судебную практику.
    4. Потребовать от организаций, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения:
      1. Выполнения требований санитарного законодательства при предоставлении услуг питьевого водоснабжения; соответствие качества питьевой воды санитарно-гигиеническим требованиям, определяющих ее безопасность в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредность по химическому составу и благоприятные органолептические свойства;
      2. Своевременного согласования программ производственного контроля за питьевой водой, подаваемой потребителю и его проведение;
      3. Выполнения требований санитарного законодательства по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения;
      4. Проведения инвентаризации подземных источников питьевого водоснабжения, нецентрализованных источников водоснабжения, в том числе на предмет количества бездействующих, незатампонированных  скважин, с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием.
  5. Рекомендовать министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области совместно с органами местного самоуправления:
    1. Подготовить план мероприятий по устранению нарушений требований к качеству и безопасности питьевой воды и способствующих им причин. Срок — до 01.12.2015.
    2. Принять меры по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Срок — до 01.01.2016.
    3. Организовать мониторинг за состоянием распределительных сетей водоснабжения и водоотведения и своевременностью проведения профилактических ремонтных мероприятий, направленных на предотвращение аварийных ситуаций.
    4. Провести инвентаризацию подземных источников питьевого водоснабжения, нецентрализованных источников водоснабжения в сельских населенных местах, в том числе учитывая бездействующие, не обустроенные скважины, а также источники с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием. Срок — до 01.04.2016.
  6. Главному врачу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»:
    1. Обеспечить своевременный отбор проб и проведение лабораторных исследований качества питьевой воды в рамках исполнения государственного заказа.
    2. Оказать консультативную помощь органам местного самоуправления, гарантирующим организациям, руководителям ЖХК, водоканалов, владельцам водопроводов по разработке программ производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.
  7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области Макарову Т.М.

Главный государственный санитарный врач по Оренбургской области

Н.Е. Вяльцина