Потребитель и закон. Воздушные перевозки и овербукинг

01.01.2020

В настоящее время имеются случаи одностороннего отказа воздушного перевозчика от выполнения своих обязательств перед пассажиром по его перевозке в связи с так называемым овербукингом или «продажей билетов в большем количестве, чем мест в самолете».

Воздушным кодексом Российской Федерации (Далее — ВК РФ) право одностороннего отказа от исполнения обязательства предоставлено только пассажиру (ст. 108 ВК РФ), но не перевозчику — субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров.

В настоящее время Государственной Думой Российской Федерации рассматривается законопроект № 607995-7 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» (в части недопустимости изменения или расторжения перевозчиком договора воздушной перевозки в связи с невозможностью предоставить пассажиру место на рейс, указанный в билете).

Если потребителю отказано в перелете по имеющемуся билету, то перевозчиком нарушаются условия договора. В таком случае пассажир имеет право на возврат провозной платы, возмещение всех убытков (реального вреда и упущенной выгоды, морального вреда). Кроме того, в его пользу перевозчик обязан уплатить штрафы, предусмотренные действующим законодательством.

Разногласия с пассажиром чаще могут быть решены за счет пересадки на другое воздушное судно, повышения класса обслуживания, начисления бонусов на карту лояльности или выплаты денежной компенсации на месте.

Если же ситуация не разрешилась, следует первоначально обратиться к перевозчику (в аэропорту пункта отправления) с письменной претензией, изложив в ней обстоятельства отказа в перелете на данном рейсе и свои обоснованные требования.

Перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей при оказании услуг авиаперевозки можно получить:

  • в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54,
  • в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74,
  • в ГАУ МФЦ по адресу: г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, д. 1/2, каждый вторник с 9:00 до 16:00 часов.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей, в том числе при авиаперевозках, размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет на сайте zpp.rospotrebnadzor.ru.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление обязательна.