Потребитель и закон. Предварительная оплата товара

07.06.2020

В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) продолжают поступать обращения граждан на нарушения их прав при заключении договоров купли-продажи, предусматривающие обязанность потребителя предварительно оплатить товар.

В связи с актуальностью проблемы Управление разъясняет последствия нарушения продавцом срока предварительно оплаченного товара потребителю, которые регулируются статьей 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с указанной статьей договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.

В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 % суммы предварительной оплаты товара.

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня его предъявления.

Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

Для возможности взыскания неустойки, потребителям при получении товара, поставленного с нарушением установленных сроков, необходимо документально зафиксировать фактическую дату передачи (в акте приема-передачи и т. п.) и направить продавцу требование о выплате неустойки. В случае, если продавец откажется от принятия претензии, потребитель вправе направить ее посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

При неудовлетворении требования в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.