Профилактика близорукости у детей младшего школьного возраста

13.02.2016

Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. В России на сегодняшний день близорукость имеется у 25–30% учащихся.

Как правило, её появление совпадает по срокам с началом школьного обучения. Особенно быстро она развивается от 7 до 9 лет и с 12 до 14 лет  в переходном возрасте.

Основными отрицательными факторами в развитии близорукости являются:

  • недостаточная освещенность в школе и дома при зрительной работе;
  • низкое качество печатных изданий;
  • несоответствие школьной мебели росту ребенка;
  • неправильная осанка во время занятий;
  • нерациональный режим дня ребенка;
  • отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;
  • нерегулярные занятия физкультурой;
  • избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;
  • чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.

На профилактику нарушений зрения направлено соблюдение требований к освещенности в учебных помещениях. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс.

Высокий уровень освещенности необходимо соблюдать и в домашних условиях при выполнении учебных заданий, чтении, рисовании. Помимо общей освещенности необходима локальная освещенность тетради, книги при помощи настольной лампы с абажуром, защищающим глаза от  прямого попадания света. Свет должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Во время письма, рисования, черчения источник света обязательно должен находиться спереди и слева (для леворуких детей справа).

Не менее важным фактором профилактики возникновения нарушений зрения является правильная посадка учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту, позволяющие обеспечить правильное расстояние от глаз до рабочего объекта.

Детей с пониженной остротой зрения рассаживают на ближние к классной доске парты, находящиеся у окна. Учащимся с коррегированной остротой зрения можно сидеть за 2–3 партой.

Книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз. При  этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать с подставки.

Между занятиями  рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 40 мин, при слабой близорукости — каждые 30 мин, средней и высокой — 10–15 мин.

Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Для восстановления работоспособности, в том числе снятия зрительного утомления, должен быть организован отдых длительностью не менее 2 часов с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.