Работа по защите прав потребителей, приобретающих товары дистанционном способом

22.05.2016

Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области в 2015 году проведено 3 проверки в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу товаров дистанционным способом.

Удельный вес проверок в данной сфере составил 0,3 % от числа проверок розничной торговли и 1,1 % — торговли непродовольственными товарами. В структуре проведенных проверок 33,3 % — плановые и 66,6 % — внеплановые.

Структура выявленных нарушений представлена следующим образом:

  • нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о продавце и реализуемых им товарах (услугах);
  • продажа товара, не соответствующего описанию;
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.

За отчетный период специалистами Управления было рассмотрено 43 обращения граждан, что составило 2,6 % от общего количества письменных жалоб на сферу розничной торговли непродовольственными товарами и соответствует уровню 2014 года.

В своих письменных обращениях потребители, как и в 2014 г., в основном указывали на следующие нарушения:

  • отсутствие в представленном предложении необходимой и достоверной информации о продавце и его местонахождении;
  • нарушение целостности, комплектности доставленного товара;
  • несоответствие доставленного товара заказанному;
  • отказ продавца вернуть стоимость предварительной оплаты при отказе от товара до его передачи.

Основная доля требований, указанных в обращениях граждан (не выполнение обязательства в установленный срок, замена товара, расторжение договора, возврат денежных средств, выплата неустойки за нарушение срока передачи товаров), носила гражданско-правовой характер. Несоблюдение по отношению к потребителям субъектами предпринимательской деятельности соответствующих гражданско-правовых обязательств, административной ответственности для них в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не порождает, а правом принудительного побуждения хозяйствующих субъектов к каким-либо действиям обладают органы судебной власти, о чем потребителям даны письменные разъяснения а также порядок обращения в суд и полномочия Управления.

Часть обращений (по поводу возможных мошеннических действий продавцов) направлена по подведомственности в правоохранительные органы.

В целях восстановления нарушенных прав потребителей Управление участвовало в судебных разбирательствах. Исковое заявление Управления о прекращении противоправных действий продавца, реализующего товары дистанционным способом, по включению в оферту условий, ущемляющих права потребителей, в отношении неопределенного круга потребителей Ленинским районным судом г. Оренбурга удовлетворено в полном объеме.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.