Управление Роспотребнадзора разъясняет особенности режима дня первоклассников

09.09.2019

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

Напряжение всех функциональных систем организма ребёнка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. У детей могут наблюдаться двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита.

С целью избежать негативного влияния учебных нагрузок на состояние здоровья первоклассников установлены гигиенические требования к режиму обучения. Обучение в первом классе должно осуществляться с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии:
    • в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый,
    • в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
    • январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый;
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения вводятся дополнительные недельные каникулы.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе длительностью не менее 2 часов.

Школьники нуждаются в сбалансированном питании, отвечающем требованиям растущего организма. Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 3–5 часов. Ежедневно в рацион следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, овощи, фрукты и соки; не реже 1 раза в 2-3 дня рекомендуется употребление рыбы, яйца, сыра, творога, кисломолочных продуктов. Важно убедить ребёнка не пренебрегать завтраками и обедами в школе, так как это необходимо для активной работы головного мозга, предупреждения раздражительности, слабости, упадка сил.

Соблюдение основных гигиенических требований обеспечивает как сохранение здоровья учащихся, так и успешное усвоение учебного материала.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.