В 2021 году продолжился рост обращений на продавцов автомобилей

16.12.2021

В последнее время отмечается значительный рост поступающих в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг в автосалонах. С начала текущего года поступило 60 жалоб, которые содержали сведения о нарушении их прав со стороны 11 автосалонов: по сравнению с 2020 годом число обращений увеличилось почти вдвое.

Потребители указывали на то, что цены на автомобили, обозначенные в рекламе (на сайтах в сети Интернет, путем «холодных звонков» и др.), значительно отличались (в сторону увеличения) от реальных цен в автосалонах; а также на навязывание дополнительных услуг и оборудования при покупке автомобиля. Некоторые обращения содержали сведения о понуждении к заключению кредитного договора в обязательном порядке.

Так, в одной из жалоб оренбуржец, помимо вопросов о завышенной стоимости автомобиля и навязывании дополнительных услуг, указал на отсутствие ценников в автосалоне, что не соответствует п. 3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 . По данному факту Управлением проведено контрольное мероприятие, по результатам которого изложенные в обращении сведения подтвердились, применены меры административного воздействия по ст. 14.15 КоАП РФ.

Управлением были проанализированы договоры купли-продажи и сопутствующие договоры на оказание дополнительных услуг, установлены условия, ущемляющие права потребителей. По результатам в отношении хозяйствующих субъектов составлено 32 протокола об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, ст. 19.7 КоАП РФ, виновные привлечены к административной ответственности.

Подготовлено 4 исковых заявления в защиту конкретных потребителей о расторжении договоров на оказание дополнительных услуг (в том числе по опционному договору), возврате денежных средств, компенсации морального вреда и неустойки. В настоящий момент 3 исковых заявления удовлетворены частично: требования истцов о расторжении договоров на оказание дополнительных услуг (например, по договору «Автопомощник») удовлетворены: взысканы неустойки, моральный вред, штрафы за нарушение прав потребителей 50 % от суммы, присужденной судами потребителям.

В ноябре 2021 года судом вынесено решение об удовлетворении требований Управления в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей о прекращении противоправных  действий автосалона по включению в публичный договор (купли-продажи) условий, ущемляющих права потребителей. Решение не вступило в законную силу.

Жалобу в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области можно направить почтой, принести лично (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1), воспользоваться специальной формой на официальном сайте Управления. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.

Чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб, можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Если вы считаете, что стали жертвой мошенников, следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлением.

При использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.