Наверх

Гигиенические требования к освещению в школах

24.11.2019

Свет обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, определяет его жизненный тонус и биоритмы.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств зрения, в частности близорукости, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

К естественному и искусственному освещению в школах предъявляется ряд общих требований (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»):

  1. Достаточность освещения, которая зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света (в средней полосе России предпочтительнее на юг и юго-восток), расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощности источников искусственного освещения.
  2. Равномерность освещения зависит от расположения окон, конфигурации классного помещения, контрастности между окраской стен, оборудования и учебных материалов, типа арматуры светильников (характер абажуров) и их расположения.
  3. Отсутствие теней на рабочем месте зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).
  4. Отсутствие слепимости (блесткости) зависит от наличия поверхностей с высоким коэффициентом отражения (полированная мебель, застекленные шкафы и пр.) и арматуры светильников.

Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений:

  • не следует закрашивать оконные стекла;
  • нельзя расставлять на подоконниках цветы, размещать в переносных цветочницах высотой 65–70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам:

  • на рабочих столах — 300–500 лк;
  • в кабинетах технического черчения и рисования — 500 лк;
  • в кабинетах информатики на столах — 300–500 лк;
  • на классной доске — 300–500 лк;
  • в актовых и спортивных залах (на полу) — 200 лк;
  • в рекреациях (на полу) — 150 лк.

Для поддержания достаточного уровня искусственного освещения в учебных помещениях необходимо проводить очистку осветительной арматуры светильников (по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год) и своевременно производить замену вышедших из строя источников света.

Соблюдение основных гигиенических требований к естественному и искусственному освещению в учебных кабинетах обеспечит правильное развитие зрительных органов, повышенную работоспособность и хорошее самочувствие детей.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 2174