Обзор практики по страхованию заемщиков-потребителей

24.06.2019

В целях обеспечения эффективной защиты нарушенных прав и законных интересов страхователей, выгодоприобретателей и страховщиков, правильного и единообразного применения законов при рассмотрении дел соответствующей категории Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019 г., подготовлен обзор практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита.

Президиумом ВС РФ выработаны следующие правовые позиции, подтвердившие практику применения Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области правовых норм, регулирующих правоотношения в данном сегменте потребительского рынка:

  1. На отношения сторон при подключении заемщика к программе страхования распространяются положения Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности, заемщик вправе потребовать компенсацию морального вреда и штраф при необоснованном списании платы за присоединение к программе.
  2. Наследники имеют право требовать от страховой компании выплаты компенсации морального вреда и взыскания с нее штрафа в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
  3. Для требований, включенных в договор добровольного личного страхования граждан, претензионный порядок не установлен. Ситуация изменится 28 ноября 2019 года. С этого дня гражданин будет обязан сначала получить решение финансового омбудсмена.
  4. "Период охлаждения" распространяется на заемщиков, подключенных банком к программе страхования. Условия договора, не допускающие возврата денег заемщику, который отказался в этот период от договора, ничтожны.
  5. Решение о возврате части страховой премии при досрочном погашении кредита зависит от условий договора. Если выплата возмещения не обусловлена долгом по кредиту, часть премии за неистекший период не вернут. Если страховое возмещение равно остатку долга по кредиту или производно от него, деньги за страховку при досрочном погашении возвратят.
  6. Страховщик не освобождается от обязанности выплатить возмещение, если заболевание возникло в период действия договора, а инвалидность вследствие этого заболевания была установлена позже.
  7. Сообщение гражданином ложной информации о состоянии своего здоровья является основанием для отказа в страховом возмещении и признания договора недействительным.
  8. Страховщик, несвоевременно выплативший страховое возмещение, обязан компенсировать проценты и неустойку по кредиту, которые были начислены заемщику в период просрочки выплаты возмещения.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений, потребители могут получить:

  • в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74)
  • или в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.