Правовое регулирование сервисов такси

23.12.2019

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) обращает внимание потребителей на особенности оказания услуг перевозки при заказе такси с использованием агрегаторов (мобильные приложения: «Яндекс. Такси», такси Uber, Rutaxi и другие).

Агрегатор таксомоторных услуг не является перевозчиком и самостоятельно не оказывает услуги перевозки пассажиров легковым такси. Агрегатор таксомоторных услуг — это мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси, т. е. агрегатор оказывает информационные услуги.

С помощью мобильного приложения заказчик (потребитель) заказывает машину с водителем и отслеживает её перемещение к указанной точке.

Таким образом, официально агрегаторы такси перевозками пассажиров не занимаются, а выступают в роли посредника между водителем и пассажиром такси. Это разные виды оказания услуг, при этом оба они подпадают под действие Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) и «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее — Правила).

Статьей 31 Устава и Правилами установлено, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Договор перевозки легковым такси может быть заключен посредством принятия к выполнению заказа потребителя. Порядок заключения такого договора устанавливается Правилами, а именно: заказ принимается с использованием любых средств связи, а также по местонахождению фрахтовщика или его представителя, т. е. непосредственно при посадке в такси.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» даются разъяснения, в том числе по поводу возможности агрегаторами такси отвечать за причиненный пассажиру при перевозке вред. Ответственность наступает в двух случаях:

  • агрегатор заключил договор от своего имени;
  • добросовестный потребитель, исходя из информации на сайте агрегатора и иных обстоятельств, мог посчитать, что заключает договор перевозки напрямую с агрегатором.

При необходимости консультации по вопросам защиты прав потребителей, в том числе о порядке обращения в суд, вы можете обратиться в Консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по адресу: г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48, тел. (3532) 77-10-74 либо в ГАУ МФЦ по адресу: г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, д. 1/2, каждый вторник с 9:00 до 16:00.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены памятки, обучающие видеоролики, образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и другие.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.