Технически сложный товар: особенности покупки

05.11.2015

Наиболее частой причиной обращений граждан в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области являются нарушения их прав в сфере торговли непродовольственными товарами.

Большинство из них приходится на технически сложные товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 (компьютеры, телефоны с сенсорным экраном, многофункциональные устройства, телевизоры, видеокамеры, холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры, духовые шкафы, мотоблоки, автомобили и др.).

Зачастую это связано с незнанием покупателей об особенностях покупки таких товаров. В постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, и п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.2015 № 2300-1 установлены правила продажи технически сложных товаров, знание которых позволит избежать нарушений прав граждан:

  • по требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии;
  • лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены;
  • при передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и другие документы);
  • технически сложные товары надлежащего качества не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (в течение 14 дней с момента его передачи);
  • в случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели) или на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 со дня его передачи потребителю;
  • по истечении этого срока потребитель в период гарантийного срока вправе предъявить требование продавцу о безвозмездном устранении недостатков, а вышеперечисленные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленного срока устранения недостатков товара (45 дней); невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Существенность недостатка в технически сложном товаре может подтвердить проверка качества (диагностика) товара, либо экспертиза. Под существенным недостатком понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, проявляется вновь после его устранения, другие подобные недостатки.

Если по мнению потребителя в технически сложном товаре имеется существенный недостаток, Управление рекомендует обратиться к продавцу с письменным заявлением, в котором необходимо изложить свои доводы и требование, в том числе о проведении проверки качества товара. В случае несогласия с ее результатами, потребитель вправе потребовать проведения экспертизы (желательно в письменном виде). Однако, если заключение экспертизы будет не в пользу потребителя, он должен возместить продавцу расходы, связанные с ее проведением.

Дополнительную консультацию по конкретным ситуациям можно получить по тел. 44-23-54 (общественная приемная Управления) либо по тел. 77-10-74 (консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»).

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.