Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области дает разъяснение на вопросы по защите прав потребителей

01.05.2017

Потребителей волнуют вопросы, связанные с неисполнением обязательств ИП Пакониной Н.С., осуществляющей свою деятельность в магазинах «Много мебели». 

В заявлениях они указывают на нарушение продавцом сроков передачи предварительно оплаченной мебели с недостатками.

В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП) в случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
  • возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
  • полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков установлены ст. 18 Закона о ЗПП.

Потребителю рекомендуется направить в адрес продавца письменную претензию с указанием конкретного требования и срока его удовлетворения. Продавец обязан принять товар и провести проверку качества, при возникновении спора — экспертизу, так как на мебель установлен гарантийный срок эксплуатации.

При неудовлетворении требований в установленный срок потребитель имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.

Часть обращений касалась нарушений медицинскими организациями порядка оказания платных медицинских услуг.

Управление разъясняет, что договор на оказание платных медицинских услуг должен быть заключен между исполнителем и потребителем (заказчиком) в письменной форме и содержать основные сведения, предусмотренные Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. Договор составляется в 3 экз., один из которых находится у исполнителя, второй — у заказчика, третий — у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он заключается в 2 экз. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора. Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. Потребителю (заказчику) выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца). Исполнителем после исполнения договора потребителю выдаются медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя).

За 1-й квартал 2017 года в Управление поступило около 200 обращений по вопросам, касающимся отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, при этом 70 % обращений содержали вопросы, не относящиеся к компетенции и полномочиям Управления, и были направлены для рассмотрения по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области.

Поскольку граждане, столкнувшись с конкретной проблемой, зачастую не знают, куда и к кому им обращаться, разъясняем, что Управление рассматривает лишь вопросы, связанные с нарушением права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах (ст. 8–11 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон)); нарушения требований (в том числе обязательных) к качеству и безопасности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (ст. 4, 7 Закона);  включения в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, в том числе навязывание платных дополнительных услуг, обусловливание оплаты (приобретения) одних услуг обязательной оплатой (приобретением) иных и т. д. (ст. 16 Закона).

К полномочиям государственной жилищной инспекции отнесено рассмотрение вопросов соблюдения хозяйствующими субъектами и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; содержанию общего имущества в многоквартирном доме; порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений; управлению многоквартирными домами; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей потребители могут получить в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 44-23-54) или в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 77-10-74).          

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление обязательна.