Итоги работы по защите прав потребителей финансовых услуг в 2015 году

20.04.2016

В 2015 году проведено 28 проверок финансовых организаций, из них 60 % — внеплановые.

Наибольшая доля проверок приходилась на деятельность кредитных организаций — 64,3 %, ломбардов — 21,5 %. Доля проверок микрофинансовых организаций составила 10,7 %, страховых компаний — 3,5 %.

Типичными нарушениями, выявленными при проверках, остаются не предоставление необходимой и достоверной информации об услугах, а также включение в договор условий, ущемляющих права потребителя.

Так, в 2016 году договоры, заключенные с гражданами на оказание финансовых услуг, не соответствовали действующему законодательству РФ в части:

  • списания денежных средств со всех открытых в банке счетов заемщика без распоряжения клиента;
  • включения в полную стоимость кредита суммы страховой премии без согласия потребителя;
  • взимания платы за подключение дополнительных услуг банка без согласия потребителя;
  • предоставления банку права осуществлять уступку прав (требований) по кредитному договору третьим лицам (без предоставления потребителю возможности согласиться или не согласиться с таким условием);
  • недоведения страховыми организациями до потребителей полных сведений об условиях страхования, в том числе о размере страховой выплаты, страховой суммы и последствиях досрочного отказа от страхования; размере агентского вознаграждения банка при страховании заемщиков, о возможности предоставления кредита без услуг страхования на сопоставимых условиях;
  • непредставления потребителям информации об условиях страхования и возможности свободного выбора выгодоприобретателя; при страховании по программам коллективного страхования, разработанным банками;
  • изложения текста индивидуальных условий кредитного договора, заявления и графика платежей в печатном виде мелким, трудночитаемым шрифтом (1–1,5 мм), что затрудняет ознакомление потребителей с информацией и лишает возможности сделать правильный выбор;
  • непредоставления выбора заявить о согласии (несогласии) заемщика с тем, что обращение взыскания на имущество осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса;
  • условия об оплате услуг ломбарда по залогам с просроченным сроком выкупа производится по тарифам, действующим на дату оформления залога, с двойной оплатой за каждый просроченный день, начиная с даты, следующей за датой выкупа, указанной в залоговом билете, по дату фактического погашения ссуды и др.

По результатам проведенных проверок, административных расследований, составлено 38 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 46 постановлений о привлечении к административной ответственности исполнителей финансовых услуг.

По сравнению с предыдущим годом, в 2015 г. число обращений в сфере финансовых услуг сократилось на 28 % и составило 607 обращений. В структуре обращений преобладают жалобы на банковскую сферу — 65 %. Удельный вес обращений в сфере страховых услуг и микрофинансирования составляет соответственно 26 % и 4,5 %.

Наиболее частыми причинами поступающих обращений стали:

  • передача права требования по кредитному договору для взыскания третьему лицу;
  • включение в кредитный договор с потребителем дополнительных банковских услуг («СМС-информирование», «пропуск платежа», «онлайн банкинг» и т.д.);
  • не предоставление банками информации о произведенных клиентом банковских операциях по счету;
  • навязывание в устном порядке сотрудниками банка заключения договора страхования к кредитному договору;
  • списание банком в безакцептном порядке денежных средств с иных открытых в этом банке; счетов клиента в целях погашения задолженности по кредиту;
  • взимание комиссии при внесении денежных средств на счет клиента в целях исполнения клиентом кредитных обязательств и др.

В 2015 году Управлением активно продолжалась практическая работа по повышению уровня финансовой грамотности граждан, особенно среди учащихся средних и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов.

С данной целью проведено более 70 информационно-просветительских мероприятий, в том числе, в форме семинаров-совещаний, выездных дней. Выступлений в СМИ. Работа по защите прав потребителей в сфере оказания гражданам финансовых услуг, а также повышения финансовой грамотности, продолжается.