Условия воздушно-теплового режима в образовательных учреждениях

10.09.2015

Состояние здоровья детей формируется под воздействием различных факторов. Одним из самых значимых, оказывающих влияние на состояние здоровья детей, является «внутришкольная» среда, в которой они проводят большую часть времени.

Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности детей. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызывать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.

Свежий воздух способствует усвоению питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Это естественно оказывает хорошее влияние на процессы роста и косвенно на создание специфического иммунитета.

Учебная деятельность школьника менее утомительна, если она протекает в оптимальных условиях. Установлено, что в хорошо проветриваемых помещениях работоспособность школьников в 1,5–2 раза выше по сравнению с таковой у детей, занимающихся в непроветриваемом помещении.

Поддержание оптимальных параметров микроклимата в учебных помещениях является одним из основных мероприятий в целях профилактики заболеваемости острыми респираторными заболеваниями среди детей.

Самым простым и естественным действием, направленным на создание должного воздушного режима, является проветривание через открытую форточку. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях — не менее 1/50 площади пола. И те и другие должны функционировать в любое время года. В отсутствие детей в классе и во время проведения физкультминуток можно осуществлять «сквозное» проветривание, открыв в классе окна и двери и открыв в коридоре окна напротив класса. Показано, что 3–5 минут такого проветривания вполне достаточно, чтобы воздух в классе полностью обновился.

Создать оптимальные условия пребывания детей возможно при выполнении требований санитарного законодательства.

К показателям, характеризующим микроклимат в учебных помещениях, относятся:

  • температура воздуха;
  • относительная влажность воздуха.

Показано, что при температуре воздуха 18–19 °С, относительной влажности 50–60 % и скорости движения 0,2–0,4 м/с процессы теплопродукции и теплоотдачи в организме взаимно уравновешены, то есть система терморегуляции работает наиболее экономно. По мере пребывания детей в помещении температура и относительная влажность воздуха повышаются (было замечено, что если не следить за температурой, то к концу урока она повышается на 2–3 °С, к концу учебного дня на 5–6 °С). В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40–60 %.

Уроки физкультуры следует вести в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо при температуре наружного воздуха выше +5 °С и слабом ветре во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых фрамугах, а сквозное проветривание осуществляют во время перемен в отсутствие обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха 14–15 °С проветривание следует прекращать.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях должна находиться в пределах 18–20 °С.

При недостаточной вентиляции у подростков повышается потоотделение. В условиях высокой температуры окружающего воздуха потери влаги могут достигать 500 г в час и более. При повышении влажности воздуха в помещении испарение пота с поверхности кожи будет затрудняться, и, следовательно, уменьшится теплоотдача в окружающую среду, то есть нарушится состояние теплового равновесия организма, и могут возникнуть признаки перегревания.

Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.