Потребитель вправе вернуть деньги по опционному договору

09.01.2022

Недобросовестные продавцы и исполнители услуг идут на различные уловки чтобы лишить потребителя возможности вернуть деньги при расторжении договора.

Одна из схем уклонения исполнителей услуг от обязанностей, предусмотренных законом, связана с таким понятием, как «опцион».

Опционные договоры — относительно новая форма взаимоотношений, появившаяся в гражданском законодательстве в 2015 году. В рамках такой сделки (статья 429.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) одна сторона вносит оплату опциона, а другая обязуется по первому требованию совершить предусмотренные договором действия. Причем по смыслу закона плата за опцион представляет из себя не предоплату товара или услуги, а плату «за право заявить требование по опционному договору». Указанной выше нормой предусмотрено, что «при прекращении опционного договора платеж возврату не подлежит», если договором не предусмотрено иное. Однако опционный договор предназначен в основном для сделок на финансовом рынке и в обычных потребительских сделках эти правила не применяются.

В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обратился потребитель, которому отказали в возврате денежных средств при расторжении «опционного договора «АВТОУверенность», ссылаясь на соответствующий пункт договора, предусматривающий невозможность возврата «цены опциона».

При оценке договора обнаружено, что в нем содержатся условия, ущемляющие права потребителя:

  • пункт 3 в части предусматривающей, что «При прекращении действия Опционного договора уплаченная Цена опциона не возвращается», который противоречит ст. 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП) и п.1 ст. 782 ГК РФ;
  • пункт 5 в части предусматривающей, что «Все споры и/или разногласия, по опционному договору или в связи с ним, в т. ч. с его заключением, исполнением, прекращением, подлежат рассмотрению в Центральном районном суде г. Новосибирска», который противоречит ст. 17 Закона о ЗПП и ч. 7 ст. 29 ГПК РФ.

В связи с этим ООО «Автоэкспресс» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Данное наказание юридическим лицом в августе 2021 года было оспорено, однако арбитражный суд подтвердил правомерность привлечения организации к административной ответственности, оставив постановление Управления без изменений.

Таким образом потребителям необходимо помнить, что наличие в договоре об оказании услуг условия о невозврате денег при его расторжении не лишает потребителя возможности воспользоваться правом, предусмотренным ст. 32 Закона о ЗПП, и вернуть уплаченные денежные средства при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Получить консультацию о правах потребителей можно по следующим телефонам:

  • 8 (3532) 44-23-54 (общественная приемная Управления)
  • 8 (3532) 43-08-19 (Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»)
  • 8 800 555-49-43 (Единый консультационный центр Роспотребнадзора)

С актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей можно ознакомиться на государственном информационном ресурсе в сети Интернет, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.