Возвратные и невозвратные авиабилеты

07.04.2018

В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2014 г. № 79-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов: с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу).

Главным преимуществом невозвратных билетов является более низкая цена. Однако у многих потребителей возникают вопросы о существующей вероятности возврата денежных средств, в случае если поездка не состоится.

В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Оренбургской разъясняет. Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях договора воздушной перевозки, в том числе о возврате провозной платы при расторжении договора или ее невозврате при расторжении договора, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора.

Возврат стоимости купленного авиабилета зависит от нескольких факторов, основными из которых являются тариф, по которому приобретен билет, и причины (вынужденные или нет) отказа пассажира от воздушной перевозки.

Порядок перерасчета провозной платы при изменении пассажиром условий договора воздушной перевозки производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 г. № 155.

Отказ пассажира от перевозки может быть добровольным или вынужденным.

Так, при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам пассажир может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку в случаях, установленных в статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации:

  1. вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс (под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками — дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры);
  2. вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами и влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки.

Кроме того, законодательством установлен обязательный претензионный порядок урегулирования спора с перевозчиком. По вопросам возврата стоимости билета потребителю первоначально следует предъявить перевозчику письменную претензию, приложив к ней имеющиеся документы (билет, посадочный талон). О результатах рассмотрения претензии перевозчик должен сообщить в течение 30 дней. В случае отказа исполнителя от удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке потребитель вправе обратиться с иском в суд.

Напоминаем, что необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54) или в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74), а также на площадках МФЦ Оренбургской области.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление обязательна.