Наверх

Могут ли интернет-магазины отказать в продаже товаров?

21.11.2021

За текущую неделю в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области поступило несколько обращений граждан по поводу отмены заказов агрегатором Ozon.ru в одностороннем порядке.

Из обращений следует, что потребители заказали товары со скидками, предложенными Ozon.ru, которые на некоторый ассортимент доходили до 90 %.

Оплатив товары по акции, потребители через определенное время получили уведомления от Ozon.ru об отмене заказов и возврате денежных средств. При этом на страницах агрегатора оставались предложения о реализации тех же товаров, но уже по другим ценам, значительно превышающим акционные.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека опубликована информация с рекомендациями о действиях потребителей при маркетинговых акциях отдельных компаний.

Согласно этой информации тотальное распространение практик продаж, при которых продавец или торговая площадка заявляют о крупных скидках, не основано на базовых принципах законодательства о защите прав потребителей: «Установление заведомо нереальной цены и снижение ее в два-три раза или на 90 %, как зачастую указывают продавцы, призвано сыграть исключительно на поведенческих особенностях потребителя, привыкшего к рациональному использованию бюджета и стремящемуся сэкономить за счет скидок. В настоящее время эти вопросы предметно не регулируются законодательством».

В п.п.13-14 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, предусмотрена обязанность продавца ответить на сообщение потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи, направить ему номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

Если же на сайте продавца или владельца агрегатора произошел технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок, юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль — распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду. В таких случаях у продавца безусловно есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным по закону продавец не может.

В этой связи Управление разъясняет, что граждане, оказавшиеся в ситуации отмены заказов в одностороннем порядке, согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право на гражданско-правовую (судебную) защиту.

В случае подачи судебного иска в отношении продавцов (агрегаторов) ввиду отмены заказа в одностороннем порядке Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области на основании п. 2 ст. 47 ГПК РФ может вступать в дело по инициативе потребителя для дачи заключения по делу в целях защиты прав до принятия решения судом первой инстанции, поскольку за нарушение имущественных требований потребителя предусмотрена не административная, а гражданско-правовая ответственность, реализуемая в рамках гражданского судопроизводства.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить:

  • в общественной приемной Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54 или
  • в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 43-08-19.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.