Наверх

На страже прав потребителей

16.05.2017

Защита прав потребителей имеет свою историю. Контроль соблюдения правил торговли, общественного питания и качества товаров осуществляется с 1935 года специалистами управления Госторгинспекции. Архивные записи, использующие термины и формулировки: «выполнение мероприятий по усилению борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров», «искоренение нарушений», «рассмотрение жалоб», «оказание помощи» четко отражают основные задачи деятельности в далеких 40-х годах XX века.

В довоенное время контрольные мероприятия выполняли преимущественно мужчины. Контрольная деятельность осуществлялась строго в соответствии с планом. Судя по количеству распоряжений о командировках, выездных проверок по области было немало. Даже из поощрительных приказов считывается атмосфера тех лет: «за безукоризненное, добросовестное отношение к работе, успешное выполнение заданий по вскрытию продолжения вредительства в торговле Золотопродснабов Оренбургской области» (Приказ уполномоченного Госторгинспекции по Оренбургской области от 01.09.1937 г. о премировании консультанта Госторгинспекции).

Великая Отечественная война внесла коррективы. К работе стали привлекаться внештатные инспекторы, как правило, женщины. Наряду с рабочими заданиями в документах изложена типичная хроника того времени: 

  • призыв в ряды РККА;
  • направление на уборочные работы, лесозаготовки;
  • получение и выдача продуктовых карточек.

В послевоенные годы, осуществляя государственный контроль за соблюдением правил торговли и общественного питания, за качеством товаров народного потребления, сотрудники стояли на страже, прежде всего, прав потребителей.

С принятием Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» начался период освоения практики применения положений закона, способов защиты потребителей, отработки взаимодействия с другими контрольными органами. Эффективность работы не снижалась и в непростой период постсоветских реформ.

В 2005 году с целью оптимизации контрольной деятельности на потребительском рынке, исключение дублирования функций, развитие позитивного опыта прошла масштабная реорганизация государственных надзорных органов. В результате реорганизации трех структур: Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Оренбургской области, областного управления Госторгинспекции и отдела антимонопольного комитета, был создан отдел защиты прав потребителей как структурное подразделение Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Работа в отделе началась с активной учебы и освоения практических навыков защиты прав потребителей. Динамично развивающийся потребительский рынок потребовал пристального изучения законодательства Российской Федерации, умения его применять в сфере новых товаров и услуг.

На современном этапе проводятся мероприятия по систематической реализации комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей, в том числе работу с органами исполнительной власти, местного самоуправления, просвещение потребителей и предпринимателей, взаимодействие со средствами массовой информации.

Объединение знаний и профессионального опыта специалистов отдела защиты прав потребителей и других подразделений Управления способствует решению важной для жизни каждого человека задачи, связанной с защитой его прав и благополучием.

Отмечается активная гражданская позиция населения: растет количество устных и письменных обращений граждан, увеличилось число поданных Управлением и удовлетворенных судами исковых заявлений в защиту прав граждан.

Происходящие изменения на потребительском рынке, в том числе за счет появления новых видов товаров, услуг и способов их предложений, а также изменения правосознания в самом гражданском обществе ставят новые цели и задачи перед системой защиты прав потребителей, которые Управление будет решать.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.