Наверх

Права потребителей при обнаружении недостатков в товаре

07.04.2020

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области разъясняет порядок действий потребителя при обнаружении недостатков в товаре.

Права потребителей регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) и другими нормативными правовыми актами РФ.

В том случае, когда недостатки товара обнаружились в период гарантийного срока, потребитель, по своему выбору, согласно статье 18 Закона № 2300-1, вправе потребовать у продавца: безвозмездного устранения недостатков товара; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества за свой счет. Нужно иметь в виду, что, согласно Закону № 2300-1, потребитель имеет право предъявить требования не только к продавцу, но и к изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества.

При несогласии потребителя с результатами проверки качества товара, на который установлен гарантийный срок, продавец обязан провести экспертизу за свой счет.

Если же поломка товара произошла за пределами срока гарантии, в этом случае уже сам потребитель должен доказать, что недостатки в товаре возникли не по его вине и провести экспертизу за свой счет. Если же на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявлять претензию продавцу по общему правилу в течение двух лет со дня передачи товара потребителю. В этом случае доказывать, что недостатки возникли не по вине потребителя, также придется ему самому.

Стоит обратить внимание на то, что Закон № 2300-1 среди прочих товаров особо выделяет технически сложные товары. Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924. При выявлении неисправности таких товаров в течение первых 15 дней с момента покупки потребитель вправе потребовать замены товара на другой (той же модели) или замены на другую модель (с перерасчетом покупной цены) либо возврата денег.

Если же неисправность в технически сложном товаре появилась через 15 дней после покупки, но в пределах гарантийного срока, то товар можно сдать лишь для гарантийного ремонта. Замена товара на другой товар либо возврат денег возможны, только если обнаружен существенный недостаток товара. Существенным недостатком по смыслу Закона № 2300-1 является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.

Получить консультацию, в том числе о порядке обращения в суд, вы можете:

  • в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по адресу: г. Оренбург, ул. Кирова, д. 48, тел. 8 (3532) 77-10-74
  • либо в ГАУ МФЦ по адресу: г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, д. 1/2, каждый вторник с 9:00 до 16:00.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.