Наверх

О результатах контрольно-надзорных мероприятий и защите прав потребителей бытовых услуг населения в 2017 году

23.03.2018

Бытовое обслуживание населения — отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). Бытовая услуга — услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов. Бытовая услуга может оказываться на базе исполнителя (например, услуги бань), на базе заказчика (например, клининговые услуги), а также как на базе заказчика, так и на базе исполнителя (например, ремонт радиоэлектронной аппаратуры).

В связи с изменениями законодательства, регулирующего контрольно-надзорную деятельность в части ужесточения требований к проведению проверок, в 2017 году уменьшилось количество надзорных мероприятий. В 2017 году проведено 7 проверок, из них в плановом порядке проконтролировано 4 хозяйствующих субъекта (57,1 %), выявлено 13 нарушений.

Структура выявленных нарушений в сфере законодательства о защите прав потребителей:

  • отсутствие необходимой информации об исполнителе, месте его нахождения, оказываемых услугах, ценах и сроках, сведениях о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, наименовании зарегистрировавшего его органа;
  • выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Составлено 27 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 24 постановления о назначении административных наказаний на сумму 14,0 тыс. рублей, выданы 4 предписания об устранении выявленных нарушений, 8 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, 7 предостережений.

В 2017 году рассмотрено 216 обращений на нарушение прав потребителей в сфере оказания бытовых услуг, 163 из которых поступили от граждан, 29 — от органов государственной власти, 24 — устных. Доля жалоб в данном секторе экономики составляет 6,8 % от числа поступивших по вопросам защиты прав потребителей и занимает традиционно пятое место после торговли, ЖКХ, финансирования и связи. В ходе рассмотрения обращений в 210 случаях (97,2 %) потребителям даны разъяснения действующего законодательства, 4 обращения (1,9 %) направлены для рассмотрения по подведомственности в иные контрольно-надзорные органы, 2 обращения (1,0 %) послужили основанием для проведения внеплановых проверок. В сравнении с 2016 годом количество обращений снизилось на 11,5 %.

Жалобы потребителей касались качества выполненных работ, нарушения сроков их выполнения, отказа в расторжении договора о выполнении работ (оказания услуг) и возврата денег, неудовлетворения в добровольном порядке требования граждан в части устранения недостатков выполненной работы в таких сферах, как ремонт технически сложных и иных товаров, выполнение работ по химической чистке изделий, изготовлению мебели, пошиву изделий по индивидуальным заказам и др.

Подано 7 исков в суд в защиту прав потребителей, из них 1 иск — в защиту неопределенного круга потребителей, 6 — в защиту конкретных потребителей. Решением судов удовлетворены 5 исков (2 — на рассмотрении), присуждено денежных средств в пользу потребителей в сумме 123,6 тыс. руб., из них 11,0 тыс. руб. — компенсация морального вреда. Количество исков в защиту конкретного потребителя увеличилось в 3 раза, а количество исков в защиту неопределенного круга потребителей сохранилось на уровне 2016 года.

Дано 17 заключений по делам в целях защиты прав потребителей при оказании бытовых услуг (в 2016 — 14), что позволило взыскать с ответчиков 1361,5 тыс. рублей, из них компенсация морального вреда — 41,0 тыс. руб. Удельный вес вынесенных решений в пользу потребителей составил 100 %.

Информация о состоянии потребительского рынка бытовых услуг, типичных нарушениях и принятых судебных решениях регулярно размещалась в средствах массовой информации и на сайте Управления.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.

Просмотров: 831