Порядок рассмотрения обращений граждан финансовым омбудсменом
02.11.2019
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) напоминает потребителям финансовых услуг, что 3 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон о финансовом омбудсмене).
По общему правилу финансовые омбудсмены рассматривают имущественные требования, которые не превышают 500 000 руб. Исключение составляют споры по ОСАГО (по ним не важен размер претензий). Принимаются и рассматриваются обращения бесплатно, за исключением обращений лиц, которым переуступили право требования. Подать иск в суд можно будет только если соблюден определенный порядок:
1. Направить претензию в финансовую организацию (банк, страховую компанию и т. д.). Сроки рассмотрения обращений финансовыми организациями — до 15 рабочих дней со дня получения заявления, если оно направлено в электронном виде или если со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней. В остальных случаях срок рассмотрения обращения до 30 дней.
2. Если финансовая организация не ответила или не удовлетворила требования потребителя, то необходимо обратиться к финансовому уполномоченному, приложив необходимые копии, в т. ч. копию обращения к исполнителю финансовых услуг.
До июня 2019 года финансовые организации вправе были добровольно сотрудничать с финансовым уполномоченным.
С 1 июня 2019 года страховщики по ОСАГО, ДСАГО, страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) обязаны взаимодействовать с омбудсменом.
С 28 ноября 2019 года данное требование станет обязательным для оставшихся страховщиков.
По спорам с микрофинансовыми организациями можно будет обратиться к финансовому омбудсмену с 1 января 2020 года. Все остальные исполнители финансовых услуг (банки, ломбарды и т. д.) обязаны исполнять решения финансового уполномоченного с 1 января 2021 года.
Подать обращение омбудсмену можно в электронном виде на сайте, через портал госуслуг и через МФЦ. При этом обращение должно быть оформлено по правилам, указанным в ст. 17 Закона о финансовом омбудсмене.
Омбудсмен должен ответить в течение 15 рабочих дней. Если обратилось лицо, которому потребитель уступил право требования, то омбудсмен ответит в течение 30 рабочих дней.
3. Если омбудсмен не ответил в установленные сроки, прекратил рассматривать обращение или принял решение, с которым потребитель не согласен, можно обращаться в суд.
Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений, можно получить:
- в общественной приемной Управления (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1, тел. 8 (3532) 44-23-54)
- и в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» (г. Оренбург, ул. Кирова, 48, тел. 8 (3532) 77-10-74).
- Каждый вторник с 9:00 до 16:00 часов Управление проводит консультирование в ГАУ МФЦ по адресу: г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, д. 1/2.
Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет zpp.rospotrebnadzor.ru, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.
Напоминаем, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Телефон 8 800 555-49-43 (звонок бесплатный).
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.