Наверх

Особенности развития утомления у детей и подростков

18.07.2016

Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. Установлено, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание в течение 15 минут, в 8–10 лет — 20 минут, в 11–12 лет — 25 минут, в 12–15 лет — 30 минут.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьников развивается утомление. Его биологическое значение двойное: с одной стороны, оно является защитной, охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма, а с другой — стимулятором восстановительных процессов и способом повышения его функциональных возможностей.

О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки:

  • снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения рабочих операций);
  • ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);
  • ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм и координация движений);
  • появление чувства усталости.

Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. 

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Утомление не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха.

Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление. При этом происходят более глубокие и стойкие изменения в организме. В этом случае для полного восстановления работоспособности необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Чтобы в процессе обучения и воспитания деятельность детей не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, умственная и физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей организма. При этом необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка, ориентируясь не только на паспортный возраст, но и на биологический возраст детей.

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.