Наверх

Потребитель и закон. Платить или не платить

30.09.2020

В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) обращаются граждане с просьбой разъяснить должен ли потребитель возместить предприятию торговли нанесенный убыток в случаях, когда им по неосторожности был поврежден товар, выставленный на витрину?

Разъясняем, что, согласно ст. 211 ГК Российской Федерации, «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором».

Кроме того, согласно ст. 459 ГК Российской Федерации «если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».

Взыскать стоимость поврежденного товара магазин может с покупателя либо в добровольном порядке, либо в судебном. Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке.

Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации «лицо признается невиновным в причинении вреда, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом характера обстановки, в которой оно находилось или осуществляло деятельность, оно приняло все меры для предотвращения вреда».

Лицо может считаться невиновным, если докажет, что проявило достаточную осмотрительность и заботливость, которые от него требовались в конкретном случае, и приняло все необходимые и возможные от себя меры для предотвращения вреда.

Неправомерными будут являться действия сотрудников магазина по применению силы, давления, грубости, оскорблений и т. д.

Таким образом, если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб поврежденного товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке.

Напоминаем, что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр, куда можно обратиться по телефону 8 800 555-49-43 (звонок бесплатный).

Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках. Он предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Необходимую консультацию, в том числе по подготовке проектов претензий и исковых заявлений, можно получить:

  • в общественной приемной Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54,
  • в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 77-10-74.

Актуальная информация по вопросам защиты прав потребителей размещена на государственном информационном ресурсе (ГИР ЗПП) в сети Интернет, где представлены памятки, обучающие видеоролики, образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и другие материалы.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.