Наверх

Права потребителя на информацию о товаре и здоровое питание

02.03.2015

Каждый человек является потребителем товаров и услуг.

Одним из приоритетных прав является право потребителя на информацию, которое закреплено Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Именно наличие информации позволяет сделать компетентный выбор на рынке товаров, работ и услуг.

Наличие и доступность «нездоровых» продуктов питания, маркетинговые ходы предпринимателей и отсутствие доступной информации для потребителей затрудняют выбор в пользу здоровой пищи.

Покупка в магазине — одна из типичных ситуаций, в которой оказывается потребитель при выборе продуктов питания. Важно чтобы потребитель мог анализировать информацию о товаре из тех сведений, которые ему предоставляет продавец. Как правило, эта информация размещается на упаковке товара и включает в себя:

  • наименование товара и входящих в его состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки;
  • сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), вес или объем;
  • назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок);
  • способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания);
  • противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний;
  • правила и условия хранения продукта;
  • дата изготовления и дата упаковки товара;
  • цена, наименование и юридический адрес производителя.

Закон РФ «О защите прав потребителей» однозначно закрепил правило о том, что информация потребителю должна предоставляться на русском языке. Выполнение правила особенно важно при продаже товаров импортного производства. Отсутствие информации на русском языке следует рассматривать как непредоставление информации.

Сведения о добавках, входящих в состав продукта, имеют одно из решающих значений при выборе продуктов здорового питания. Как правило, для обозначения добавок используется специальный международный код. Так:

  • Е100–Е182 — обозначают красители;
  • Е200–Е299 — консерванты (сюда не входят такие вещества, как соль, сахар, уксус);
  • Е300–Е399 — антиоксиданты;
  • Е400–Е499 — стабилизаторы, обеспечивающие продуктам питания длительное сохранение консистенции (суфле, мармелад, желе, пастила, йогурт);
  • Е500–Е599 — эмульгаторы, поддерживающие однородность нектаров, растительного масла, препятствующие образованию в них осадков;
  • Е600–Е699 — ароматизаторы;
  • Е900–Е999 — антифламинги, препятствующие образованию комков и слеживанию муки, сахарного песка, соли, соды, разрыхлителей теста.

Важно чтобы потребитель мог критически оценивать различного рода рекламную информацию при выборе здоровых продуктов. Так, к примеру, большие скидки могут быть попыткой магазина избавиться от продукта, срок годности которого почти истек (а значит закупать такой товар в больших количествах не стоит).

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае, если покупатель приобрел испорченный продукт или продукт, срок годности которого истек, магазин обязан заменить его на качественный или вернуть деньги.

Удачных покупок!

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.