Наверх

Руководство к действию: невежливый персонал

11.05.2022

Можно ли привлечь к ответственности продавца, исполнителя работ или услуг, который проявил некорректное поведение и грубость при общении с покупателем? Этот вопрос интересует многих граждан, которые обращаются с жалобами в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.

Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги торговли. Требования к персоналу» ГОСТ Р 51305-2009 предъявляет к персоналу торговли такие требования, как знание и соблюдение профессиональной этики, знание и соблюдение культуры торгового обслуживания покупателей. Указанный стандарт называет необходимые профессиональные этические нормы поведения персонала предприятий торговли: вежливость, тактичность, доброжелательность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей. Но не все продавцы знают об этих требованиях и соблюдают их.

Как же следует поступать потребителю, если его невежливо обслужили в магазине, кафе или другом предприятии сферы обслуживания?

Рекомендуем в таких случаях обратиться к администрации хозяйствующего субъекта с письменной претензией на грубое отношение персонала. Любой владелец заведения не заинтересован в том, чтобы его сотрудники «отпугивали» покупателей некорректным поведением и может привлечь грубияна к дисциплинарной ответственности.

В случае, если конфликт с персоналом торговой точки не удалось урегулировать административным методом, законодательство Российской Федерации устанавливает гражданско-правовой способ защиты прав, чести и достоинства граждан — в судебном порядке. Если хамское поведение включало в себя еще и преступные действия (например, покупателя закрыли в магазине, ударили и прочее), необходимо обращаться в полицию.

Следует также учитывать, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ). Под административно наказуемым оскорблением по смыслу закона является такое унижение чести и достоинства личности, которое выражено в неприличной форме, то есть в форме слов, действий, сообщений иного рода, ярко и грубо противоречащих правилам приличия, хорошего тона, являющихся непристойными. Дело об административном правонарушении за оскорбление возбуждается прокурором. 

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.