Наверх

7 февраля — день рождения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

07.02.2023

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 года Закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон).

Он закрепил важнейшие международно признанные права потребителей:

  • на выбор товара и услуги;
  • на безопасность и на качество товаров и услуг;
  • на информацию;
  • на потребительское образование;
  • на удовлетворение базовых потребностей;
  • на возмещение ущерба.

Кроме этого, Закон установил и целый ряд дополнительных правовых гарантий: право на обмен товара надлежащего качества, уплату неустойки, признание недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей и т. д.

Наряду с мерами договорной ответственности, в нем предусмотрены нормы, устанавливающие ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей, а также возможность денежной компенсации, причиненного потребителю морального вреда.

В течение этого времени Закон претерпел ряд позитивных изменений, конкретизировавших положения, поскольку целью его является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

Особо значимыми стали изменения в статью 16 Закона о недопустимых условиях договоров, конкретизация прав и обязанностей сторон при покупках онлайн.

Деятельность Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) по защите прав потребителей основана на комплексном подходе применения совокупности ограничительных, предупредительных и профилактических мер на потребительском рынке.

Основными задачами Управления в сфере защиты прав потребителей остаются:

  • реализация  профилактических мероприятий, направленных на предотвращение и предупреждение нарушений контролируемыми лицами;
  • совершенствование работы с обращениями граждан и судебной защиты потребительских прав;
  • реализация комплекса превентивных мер, в том числе информирование и просвещение потребителей по актуальным вопросам защиты прав, взаимодействие с органами местного самоуправления и общественными организациями потребителей.

Целью проводимой Управлением работы является содействие формированию цивилизованного потребительского рынка области, повышение информированности потребителей о способах и методах защиты своих прав, а также привлечение внимания к проблеме  безопасности товаров, услуг  и доступности информации о товарах (работах, услугах), необходимой потребителям для реализации предоставленных им законодательством прав.

Получить консультацию о правах потребителей можно по следующим телефонам:

  • 8 (3532) 44-23-54 (общественная приемная Управления);
  • 8 (3532) 43-08-19 (Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»);
  • 8 800 555-49-43 (Единый консультационный центр Роспотребнадзора).

С актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей можно ознакомиться на Государственном информационном ресурсе в сети Интернет, где представлены образцы претензий и исковых заявлений, информация о судебной практике и многое другое.

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.