Наверх

Потребитель и закон. Основные права потребителей

23.06.2022

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»  (далее — закон №2300-1) предусматривает целый комплекс основных прав потребителей, таких как право на информацию, качество, безопасность, возмещение ущерба, судебную защиту.

Одним из основных критериев потребительского выбора является информация, к которой  Закон № 2300-1 устанавливает общие требования. Поскольку потребитель, как правило, не имеет специальных знаний о приобретаемом товаре (работе, услуге), объем предоставленной информации должен позволить оценить необходимость приобретения именно этого товара (работы, услуги), а также использовать их по назначению без помощи профессионалов.

Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги), исходя из своих потребностей и возможностей. Продавец (исполнитель) не вправе навязывать потребителю товары (работы, услуги), в которых тот не нуждается. Кроме того, запрещается реализация товаров (работ, услуг) с «нагрузкой», в комплекте с другими товарами и т. п.

Качество является важнейшим критерием в определении потребительских свойств и назначения товара (работы, услуги). Данное право регулируется ст. 4 Закона № 2300-1 и означает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Требования к качеству определяются в нормативных документах, международных стандартах, правилах и рекомендациях. Обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) направлены на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды и обеспечивают защиту прав и интересов потребителей.

Право на возмещение причиненного вреда установлено ст. 13 Закона № 2300-1 и означает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец и т. д.) несет ответственность, предусмотренную законом или договором в виде возмещения убытков, неустойки (пени), уплаты штрафа. Размер возмещения морального вреда не зависит от размера имущественного и подлежит компенсации независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных убытков.

В соответствии со ст. 17 Закона № 2300-1 права потребителя защищаются судом. Это означает, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд: по местонахождению организации; по месту жительства или пребывания истца,   заключения или исполнения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Необходимую консультацию по вопросам защиты прав потребителей потребители могут получить:

  • в Консультационном центре ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по тел. 8 (3532) 43-08-19 или
  • в общественной приемной Управления по тел. 8 (3532) 44-23-54.        

При полном или частичном использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.