Наверх

Претензия — первый шаг решения вопроса в досудебном порядке

16.08.2022

Претензионный порядок — это процедура, с помощью которой стороны, участвующие в сделке, могут договориться о правилах урегулирования конфликта. Обязательный досудебный порядок по Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) не предусмотрен. Но в отдельных случаях специальными законами установлена обязанность для потребителя до обращения в суд заявить требование об исправлении недостатков. Например, в спорах, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа и груза, из договора реализации туристического продукта, договора предоставления услуг связи.

Вместе с этим в Законе № 2300-1 предусмотрена ответственность, к которой привлекается нарушитель прав потребителя, если не выполнит его требования в добровольном порядке. Наиболее распространенной и эффективной формой предъявления потребителем своих требований продавцу (изготовителю) является направление письменного заявления (претензии).

То есть в случае нарушения прав при продаже товаров, выполнении работ (оказании услуг), потребитель может направить письменную претензию продавцу (исполнителю).

Претензия составляется в свободной форме с подробным описанием ситуации, в ней необходимо изложить обстоятельства дела и существо требований, для обоснования которых ссылаться на соответствующие нормы законодательства.

Правил для написания претензий в Законе № 2300-1 нет, но следует отметить необходимые элементы. В претензии обязательно следует указать:

  • наименование продавца (исполнителя);
  • данные и координаты заявителя;
  • информацию о приобретенном товаре (услуге);
  • суть претензии к товару (услуге);
  • требования;
  • перечень прилагаемых документов; дата и подпись.

Ее следует оформить как официальное письмо в двух экземплярах и один из них отправить в адрес продавца (исполнителя). Претензию можно вручить лично в магазин или офис исполнителя (изготовителя) и передать любому работнику — продавцу, администратору, юристу, секретарю. На втором экземпляре претензии попросите поставить отметку о получении претензии.

Если нет возможности вручить претензию лично, то можно отправить ее ценным письмом с описью вложения, уведомлением о вручении, которое докажет, что письмо получено.

Законным временем, в течение которого можно подать претензию по качеству товара, считается гарантийный срок или срок годности товара. Как правило, этот период установлен в документах, прилагаемых к товару или результату работ. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю. Более длительные сроки могут быть установлены договором.

Несмотря на то, что в большинстве случаев предъявление досудебной претензии не является обязательным, рекомендуем потребителю использовать эту возможность для того, чтобы документально зафиксировать юридически значимые обстоятельства, которые могут оказаться полезными при рассмотрении спора в суде, а также для реализации права на взыскание штрафа в случае, если требования не будут исполнены добровольно на основании претензии.