Наверх

О защите прав при обмане потребителей в автосалонах

18.11.2021

В последнее время отмечается значительный рост поступающих в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области (далее — Управление) обращений граждан, столкнувшихся с обманом и навязыванием дополнительных товаров и услуг в автосалонах. С начала текущего года в Управление поступило 55 жалоб на различные автосалоны: по сравнению с 2020 годом число их увеличилось почти вдвое. В связи с этим Управление обращает внимание на типичные нарушения прав потребителей в указанной сфере:

  • в рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают недостоверную (заниженную) стоимость автомобиля;
  • до показа автомобиля или заключения договора-купли продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и т. п.), в договоре содержатся условия об удержании всей суммы указанного взноса или его части;
  • при заключении договора купли-продажи автомобиля за счет кредитных средств потребителям предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре);
  • навязывание различных товаров, работ, услуг при покупке автомобиля (более дорогая комплектация автомобиля, установка дополнительного оборудования, страхование и т. п.).

Как избежать обмана и навязывания

  • внимательно прочитайте отзывы о компаниях-продавцах автомобилей;
  • при выборе следует учитывать уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки (с информацией по указанному вопросу можно ознакомиться на сайтах официальных дилеров);
  • выбрав автосалон, проверьте, какая информация указана на его сайте. Обязательной к размещению на интернет-сайте продавца является информация о наименовании продавца, его местонахождении (адресе), режиме работы. Также следует изучить объем дополнительной информации: контактные телефоны продавца и адрес электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей и т. п.;
  • с осторожностью относитесь к предложениям продажи автомобилей по цене ниже рыночной;
  • при покупке подержанного автомобиля проверьте историю машины, самостоятельно воспользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте Государственной инспекции безопасности дорожного движения в разделе «Проверка автомобиля»;
  • не спеша, внимательно изучите договор до его подписания, при этом учтите следующие аспекты:
    • нельзя пропускать ни одного пункта — читайте всё, что написано мелким шрифтом;
    • не ставьте подпись, если какие-то пункты документа вас не устраивают или не соответствуют тому, что говорит менеджер;
    • в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если вы откажетесь от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации);
    • подписывайте тот договор, который только что прочли: если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, чтобы уберечь себя от недобросовестных действий персонала;
  • наиболее безопасной является оплата банковской картой; при оплате наличным способом необходимо истребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств;
  • подписывайте акт приема-передачи автомобиля только после:
    • тщательного осмотра на наличие дефектов — царапин, вмятин и др.;
    • сверки номера двигателя, шасси и номера кузова, VIN с договорными условиями;
    • проверки комплектности, контроля уровня технических жидкостей.

Какие условия должны вызвать у вас опасения:

  • продажа автомобилей только за счет заемных средств (кредит);
  • заявлена слишком низкая цена транспортного средства;
  • предложение подписания договора и внесения авансового платежа до осмотра автомобиля при утверждении продавца, что он есть в наличии;
  • отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт транспортного средства, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце;
  • незначительный период времени, прошедший с даты постановки автосалона на налоговый учет, который можно проверить на официальном сайте онлайн-сервиса ФНС России.

Пожаловаться на противозаконные действия автосалона можно:

  • к производителю или в уполномоченную им организацию. В случае, если потребители столкнулись с ситуацией ущемления своих прав, прежде всего рекомендуем обращаться к виновному лицу (в данном случае — к продавцу товара) с соответствующей претензией.
  • в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области. Жалобу можно направить почтой, принести лично (г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 2/1), воспользоваться специальной формой на официальном сайте Управления. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.
  • в суд. Чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб, можно также обратиться в суд с исковым заявлением.
  • в органы внутренних дел. Если вы стали жертвой мошенничества, следует немедленно обращаться в полицию с соответствующим заявлением.

Обращаем особое внимание на тот факт, что навязывание дополнительных товаров и услуг статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещено. Компания, виновная в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должна возместить потребителю все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг. Указанные недобросовестные действия могут быть основанием для проведения административного расследования, а в случае получения массовых жалоб — предметом группового иска со стороны Управления в защиту пострадавших потребителей.

При использовании материала ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.