Наверх

Цифровые финансовые услуги

16.03.2022

Fair Digital Finance — «Справедливые цифровые финансовые услуги» — девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2022 году, который традиционно отмечается 15 марта.

Что же такое цифровые финансовые услуги?

К таким относятся:

  • банкоматы и платежные терминалы банков;
  • небанковские платежные терминалы;
  • мобильный банк;
  • интернет-банк;
  • электронные деньги.

1. Банкоматы и платежные терминалы банков — стационарные устройства самообслуживания (электронные «кассиры» банков).

Особенности и риски:

  • номер карты и ПИН-код могут быть украдены с помощью специально установленного злоумышленниками устройства;
  • могут не возвратить карту, отказаться принять поврежденную или грязную купюру.

2. Небанковские платежные терминалы — стационарные устройства самообслуживания организаций-платежных посредников, которые принимают платежи от граждан в адрес банков, МФО и других организаций.

Особенности и риски:

  • ощутимые комиссии, размер которых можно узнать только по завершении операции;
  • полная потеря денег, дополнительные комиссии, задержки платежей — в «фальшивых» терминалах.

3. Мобильный банк — доступная держателю банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управлению банковской картой с помощью СМС.

Особенности и риски:

  • стоимость СМС-команд зависит от банка;
  • злоумышленник, завладевший мобильным телефоном, логином и паролями, может получить доступ к банковским счетам.

4. Интернет-банк — инструмент управления банковским счетом через интернет при помощи личного кабинета. Доступ в личный кабинет — с официального сайта банка или из мобильного приложения (устанавливается на компьютер, планшет или смартфон).

Особенности и риски:

  • комиссии за совершение операций отсутствуют или минимальны в сравнении с такими же операциями в офисе банка;
  • злоумышленник, завладевший мобильным телефоном, логином и паролями, может получить доступ к банковским счетам.

5. Электронные деньги — это цифровое средство платежа. Для их использования нужен электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. Пополнить электронный кошелек можно переводом с банковской карты, со счета мобильного телефона или наличными.

 Особенности и риски:

  • электронные деньги не могут размещаться во вклады;
  • чем меньше информации предоставляет владелец кошелька, тем больше ограничений по максимальному остатку и сумме переводов и платежей;
  • в отличие от средств на банковских счетах граждан электронные деньги не застрахованы государством;
  • обналичить электронные деньги не просто (иногда удерживается комиссия).

При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.